Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Религия многонациональности и разнообразия требует жертв


В газетах пишут, что гражданин Узбекистана Сайфулло Хабибулаевич Саипов, устроивший массовое убийство на Манхэттене, въехал в США благодаря «лотерее разнообразия» (Diversity VISA), предложенной сенатором от Демократической партии Чаком Шумером.
Что тут скажешь? Религия многонациональности и разнообразия требует жертв.
Но это американские дела.
А вот дела наши.

"В центре Москвы появится памятник скончавшемуся в сентябре 2016 года первому президенту Узбекистана Исламу Каримову. Как сообщает «Интерфакс», решение об этом было принято комиссией по монументальному искусству при Московской городской думе «практически без обсуждения единогласно».
Памятник планируется установить рядом с посольством Узбекистана — в сквере на углу Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка, которому ранее было решено присвоить имя Каримова".

Мне кажется, что это тот самый случай, когда люди любых убеждений и вкусов могли бы сказать все вместе: стоп.
Памятников азиатским диктаторам в Москве быть не должно.
И скверов памяти азиатских диктаторов в Москве быть не должно.
У нас своего зла достаточно.
И пихать нам чужое зло, то есть, простите, разнообразие - не надо.

Киргизы бросают Путина, патриарх + таджики = 💘, Собянин ставит памятник узбекскому диктатору, РФ пр

Киргизы бросают Путина, патриарх + таджики = 💘, Собянин ставит памятник узбекскому диктатору, РФ продолжает кормить Украину

https://sputnikipogrom.com/news/79043/business-as-usual/

Как показала история с Хованским кладбищем, РФ — это место, где даже ужасный конец не спасет от ужаса без конца. Пока многонациональные падальщики не устроили бойню из-за вашего трупа, продолжайте познавать Федерацию вокруг себя и помните, что это не плод чьего-то больного воображения.

НАЧНЕМ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ ДИПЛОМАТИИ. За последний год РФ в два с половиной раза увеличила вложения в братскую украинскую экономику. Теперь это 1,667 миллиарда долларов, немногим меньше, чем вообще все страны ЕС вместе взятые, почти 38% от объема всех иностранных инвестиций и железное лидерство в личном зачете. Судя по тому, что на втором месте по инвестициям в свидомую экономику находится Кипр (427,7 миллиарда долларов), реальная доля вложений РФ несколько выше. Обратных инвестиций с Украины в федеральную экономику пришло аж на 139 миллионов долларов. Российская Федерация — поддерживаем на плаву русофобские бантустаны, традиции с 1917 года.

Тем временем на Украине

КИРГИЗЫ ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ПРОДОЛЖАЮТ ПОКАЗЫВАТЬ, КТО В СНГ ХОЗЯИН. Мы еще не отошли от девятомайской речи Атамбаева, а они уже делают государственным праздником дату начала Киргизского восстания 1916 года (в ходе которого были убиты тысячи мирных русских поселенцев).

Так как депутаты Госдумы РФ Игорь Лебедев и Ярослав Нилов предложили за такое запретить в РФ киргизские права (максимум международного давления от нефтяной сверхдержавы), киргизы решили продолжить отжиг. РФ обвинили в наследовании колониальному угнетателю, Российской Империи. Кроме того, киргизские парламентарии выпустили следующий пресс-релиз:

События 1916 года совершенно справедливо трактуются в нашей стране как причина позитивного восприятия Октябрьской революции. Потому что реально смена власти в тогдашней России дала шанс не только киргизам, но и другим народам, жившим под колониальным гнетом, сохраниться и обрести в течение ХХ века собственную национальную государственность.

Поздравляем! Хоть кто-то на государственном уровне открыто и честно объявил, чем же на самом деле был Октябрьский переворот. К сожалению, это киргизы.

Но у киргиза и слова не расходятся с делом. Президент Атамбаев заявил, что внешняя политика Киргизии будет переориентирована с ЕАЭС на рынки Китая и Узбекистана.

Несмотря ни на что, я уверен, сейчас и в будущем нашим стратегическим партнером и союзником была и будет братская Россия. Но эти события показали, что нам в экономическом развитии не стоит обманываться и слишком надеяться на ЕАЭС.

Тут особо искать не стоит. Это 32-миллионный рынок Узбекистана и полуторамиллиардный рынок Китая.

Скажу открыто, что такая договоренность с президентом Узбекистана, моим другом и братом Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым, уже есть.

Это президент Киргизии, да. Тот самый, которому должностное лицо Российской Федерации очень любит прощать по 240 миллионов долларов. Президент Киргизии, гражданам которой можно бесплатно лечиться в РФ по полисам ОМС и водить автомобиль по киргизским правам, купленным за ишака. Уважаемый МИД РФ! Дипломатия — это когда ты выставляешь азиатов на деньги. Когда азиаты выставляют на деньги тебя, а ты просишь еще — это куколдизм.

Путин возлагает цветы к памятнику восстания 1916 года

ДРУГОЙ БРАТСКИЙ НАРОД, таджики, тем временем обращается за помощью к патриарху Кириллу. Таджиков-де страшно эксплуатируют и угнетают, а это не православно, не по-христиански. Разве не сказано в Библии: «Если наймешь таджика, то найми сразу же еще одного, заплати им денег и не заставляй работать»? О защите у патриарха попросил глава Федерации таджикских трудовых мигрантов Каромат Шарипов, известный таджикский рабо- и таджиковладелец, который недавно вел бои за обладание торговым центром «Москва». Патриарх Кирилл уже признал, что Москве (не ТЦ, а городу, а может, в общем-то, и ТЦ) жестко не хватает трудолюбивых таджикских рук. Подарит ли патриарх Шарипову вожделенный ТЦ — неизвестно.

Впрочем, таджик никогда не кладет все яйца в одну корзину. На притеснения и угнетения Каромат Шарипов пожаловался не только патриарху, но и Игорю Коломойскому. Недавно у Шарипова прошли обыски (разумеется, все это беспредел и таджикский лорд ни в чем не виновен). От Коломойского Шарипову нужна медийная поддержка, он хочет, чтобы весь свободный мир знал — Каромат Шарипов не рабовладелец и рэкетир, а жертва политических репрессий.

Я буду требовать, чтобы меня принял посол Украины, чтобы Киев подключил свои СМИ для освещения данной проблемы, чтобы Коломойский обратил внимание. Раньше я его ругал, а теперь буду приветствовать.

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН ЯВНО ЧУВСТВУЕТ СЕРГЕЙ СОБЯНИН. Увидев, как классово близкие таджики и киргизы гнут Российскую Федерацию, мансийский мэр решил подстелить себе соломки и поставить в Москве памятник Исламу Каримову, первому президенту Узбекистана. Монумент установят до 31 декабря 2019 года. Не хотите русский национализм? Смотрите на памятники узбекским диктаторам.

Семейное дело

Оригинал взят у pioneer_lj в Семейное дело

Вчера в редакции «Эхо Москвы» произошёл прискорбный случай. Некто зарезал (пока не до смерти) еврейскую журналистку Татьяну Фельгенгауэр. И мне отчего-то вспомнился аналогичный случай десятилетней давности

11 января 2006 года некто Александр Копцев вошёл в синагогу, где размахивал ножом и легко ранил несколько посетителей. О, какой же тогда поднялся ВСЕЛЕНСКИЙ СКАНДАЛ. В СМИ Копцева именовали не иначе как «сетевым скинхедом» и «русским нацистом». Власти обещали принять самые решительные меры против озверевших русских фашистов.

Collapse )

Марий Эл. Молебен в Священной роще.

Оригинал взят у varandej в Марий Эл. Молебен в Священной роще.


Но все-таки в Марий Эл главное - не цветастые новостройки Йошкар-Олы, и даже не Юринская усадьба. Даже и не Козьмодемьянск, если считать Горномарийский район. Главное достояние республики - это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев - ведь в этих рощах все еще молятся древним богам.

Веру марийцев часто называют "язычество", но сами марийцы этот термин не любят: "Язычник - он в лесу на березу молится, а у нас свои боги!". Назвать марийца язычником - это довольно сильно оскорбить. Сейчас используется термин Марийская Традиционная Религия, Вера Предков. Сами марийцы делятся на двоеверов (исповедуют и православие, и МТР) и чимари (ортодоксальные верующие).
Храм марийцев - Священная роща. О путешествии в такую Священную рощу, где протекал туня-кумалтыш - Всемирный молебен - я и расскажу здесь.

Collapse )

Керженский край. Потайная земля.

Оригинал взят у varandej в Керженский край. Потайная земля.


В прошлой части я показал Семёнов, "столицу" не только матрёшек и хохломских росписей, но и Нижегородского Заволжья, или Керженской земли, которую в своё время Мельников-Печерский коротко назвал "В лесах". Ныне её пересекает железная дорога, построенная в 1920-е годы, но до революции от Костромы до Казани тянулся край глухих лесов без больших городов и дорог, этакое подпространство, большой остров почти сибирской глухомани в обжитой Средней полосе. Здесь, в дебрях у реки Керженец, в мифической Китежской Руси, в 17 веке образовался едва ли не главный из многочисленных анклавов староверия (ведь не случайно иногда всех староверов называли кержаками!), а прямо напротив "на горах" Правобережья стояли большие города типа Нижнего Новгорода. Заволжские староверы жили закрыто, но богато, пользуясь близостью Нижегородской ярмарки, и центрами их цивилизации были "скиты" - что-то среднее между селениями и монастырями, каждый из них в глухом лесу представлял собой кольцо мужских или женских "обителей" вокруг "часовни", то есть моленной. Нынешняя Керженская сторона в ХХ веке почти опустела и сделалась чем-то вроде "обетованной земли" староверия, краем святынь и чтимых кладбищ среди всё тех же глухих лесов.

Прямо сказать, осмотрели мы с dima1989 этот край не очень успешно - староверческий мир уж слишком потайной и искать эти святыни реально сложно. Когда-нибудь я, наверное, сюда вернусь, а пока буду регулярно ссылаться на знатока этих мест cheger. Но всё же атмосферу таинственного края старой веры, забытой Китежской Руси, мне кажется нам прочувствовать удалось, так что пост этот не столько об отдельных скитах, сколь о Керженской стороне в целом.

Collapse )

"Хватит делать вид, что ислам и насилие не связаны»

интервью крупнейшего исламского богослова Индонезии, перевод Time Magazine



https://sputnikipogrom.com/translated/77454/islam-violence/

Текст: Марко Штальхут, немецкий ученый и корреспондент в Джакарте, Time Magazine. Перевод: Юрий Федоров, «Спутник и Погром»

Конституция Индонезии, самой большой страны мира с мусульманским большинством, признает другие основные религии и практикует синкретическую форму ислама, основанную не только на догматах веры, но и на местных духовных и культурных традициях. Как следствие, страна уже давно проповедует умеренность в исламском мире.

Но в Индонезии до сих пор присутствуют и радикальные элементы. И хотя большинство из этих группировок влачит жалкое существование, в совокупности они могут составить значительное количество, особенно учитывая 260-миллионное население Индонезии. В начале 2000-х страну терроризировала Джемаа Исламия (ДИ), местная экстремистская организация, контактировавшая с Аль-Каидой. Самый масштабный и резонансный теракт, совершенный ДИ — взрывы бомб на острове Бали в 2002 году. Тогда погибли 202 человека. ДИ была нейтрализована, но группировка ИГИЛ (запрещена в РФ) взяла на себя ответственность за недавние, более мелкие теракты в стране и вдохновила некоторых индонезийцев сражаться за нее в Сирии. Эти люди когда-нибудь вернутся на родину, и это представляет угрозу. Также в стране распространяются нетерпимость и ксенофобия в отношении местных религиозных и этнических меньшинств, в том числе мусульман-шиитов и мусульман-ахмади.

Самый влиятельный исламский богослов Индонезии Яхья Чолил Стакф, 51 год, выступает за современный, умеренный ислам. Он является генеральным секретарем Нахдатул Улама — крупнейшего в стране объединения мусульман, насчитывающего 50 миллионов членов. Это откровенное интервью впервые было опубликовано 19 августа немецким изданием Frankfurter Allgemeine Zeitung. Далее приведены несколько самых интересных отрывков.

— Большинство западных политиков и представителей интеллигенции утверждают, что исламский терроризм не имеет никакого отношения к исламу. А как вы считаете?

— Западные политики должны перестать притворяться, что экстремизм и терроризм не имеют никакого отношения к исламу. Существует четкая связь между фундаментализмом, терроризмом и основными положениями традиционного ислама. Пока у нас (умеренных мусульман) не будет единогласия в этом вопросе, мы не сможем одержать победу над фундаменталистским насилием в исламе.

В существовании радикальных исламских движений нет ничего нового. Они появлялись и исчезали на протяжении всей истории Индонезии. Западу стоит перестать приписывать любое обсуждение этих проблем насчет исламофобии. Или меня — исламского ученого — тоже можно обвинить в исламофобии?

— Какие основные положения традиционного ислама создают наибольшие проблемы?

— Отношения между мусульманами и немусульманами, отношения мусульман с государством и отношение мусульман к существующей правовой системе, где бы они ни жили. Классическая исламская традиция проповедует дискриминацию и неприязнь по отношению к немусульманам.

Возможно, в Средние века, когда были утверждены догматы традиционного ислама, для этого имелись веские причины, но в сегодняшнем мире такая доктрина неразумна. Такой ислам делает мусульман неспособными к мирной жизни в современном мире, с его изобилием культур и религий.

Требует ли ислам убивать? Никаких домыслов, только цитаты из Корана

— Повтори такое западный политик, скорее всего, он бы уже наговорил на обвинение в расизме.

— Я не утверждаю, что исламская религия — это единственный фактор, по причине которого мусульманские меньшинства на Западе ведут закрытый образ жизни, зачастую полностью оторванный от общества. Вполне вероятны и другие факторы со стороны принимающих стран вроде проявлений расизма, встречающихся в любом уголке мира. Но традиционный ислам — поощряющий неприязненное и враждебное отношение к немусульманам — это существенный фактор.

— А что насчёт отношения мусульман к государству?

— С точки зрения традиционного ислама, государство должно служить цели объединения всех мусульман под властью одного человека, который должен повести их на войну против всего немусульманского мира.

— То есть, призывы радикалов, в том числе ИГИЛ, к созданию халифата не противоречат исламу?

— Нет, это не так. Цель деятельности ИГИЛ, состоящая в установлении мирового халифата, напрямую следует из мусульманской традиции. Но мы живем в мире национальных государств. Любая попытка создать объединенное исламское государство в XXI веке приведет лишь к хаосу и насилию. Значительное количество мусульман считает, что существует единожды утвержденный и неизменный свод исламских законов, часто называемый шариатом. Такое мнение находится в полном соответствии с мусульманской традицией, но, естественно, порождает серьезный конфликт с правовой системой светских национальных государств.

Любое фундаменталистское видение ислама, возводящее традиционные нормы исламской юриспруденции в абсолют, должно незамедлительно отвергаться как ложное. Приоритет должен отдаваться государственным законам.

— Как этого достичь?

— В прошлом жители Индонезии достигли фактического согласия в том, что исламские учения должны быть привязаны к контексту, чтобы отражать постоянно меняющиеся реалии современного мира. Большинство мусульман в стране всегда считали (и, я думаю, до сих пор считают), что различные положения, лежащие в основе исламской традиции, должны рассматриваться в историческом, политическом и социальном контексте их возникновения в Средние века (на Ближнем Востоке), а не как закостенелые правила поведения, актуальные и сегодня. Но одними лишь размышлениями и дебатами невозможно определить, какие идеологические взгляды считать «правильными». На фоне неутихающей борьбы за признание религиозных догматов и догматиков, политические элиты в Индонезии регулярно используют ислам как оружие для достижения своих вполне обыденных целей.

И так происходит повсюду?

— Очень много мусульман рассматривают цивилизацию и мирное сосуществование людей разных конфессий как нечто враждебное. Как врага, с которым они должны бороться. Европейцы могут ощутить эти настроения среди мусульман-иммигрантов.

На Западе растет недовольство мусульманскими меньшинствами, усиливается страх перед исламом. В этом отношении некоторые мои западные друзья — исламофобы. Их пугает ислам. Откровенно говоря, я их понимаю. Западу не под силу заставить мусульман принять умеренное толкование ислама. Но западным политикам нужно просто перестать рассказывать сказки про то, что фундаментализм и насилие не имеют никакого отношения к традиционному исламу. Это попросту ложь.

— Они не хотят вызвать раскол между мусульманами и немусульманами и не хотят усиливать нетерпимость в отношении мусульман.

— Я разделяю это желание, и это основная причина, по которой я выкладываю всё начистоту. Но описанный вами метод не сработает. Отказываясь признать само существование проблемы, вы не сможете решить ее. Проблему нужно выявить и четко указать, кто или что несет ответственность за ее появление.

— Ну и кто или что, по вашему мнению, несет ответственность?

За последние 50 лет Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива приложили грандиозные усилия для продвижения своей ультраконсервативной версии ислама по всему миру. Всё это время, пока шла пропаганда, Запад спокойно смотрел на них сквозь пальцы. Но, наконец, пришло время оказать решительное воздействие на саудитов, остановить это царство зла. Я восхищаюсь западными, в особенности европейскими политиками. И их необъятным гуманизмом. Но мы живем в такое время, когда нужно быть реалистами.

В мое последнее пребывание в Брюсселе я был свидетелем того, как несколько арабов, возможно, с севера Африки, оскорбляли молодых людей и дразнили стоящих рядом полицейских. Мои бельгийские друзья отметили, что такому поведению в их стране уже никто не удивляется. Почему вы позволяете им так себя вести? Какое впечатление это производит? Европа и, в частности, Германия принимают огромное количество беженцев. Не поймите меня превратно: безусловно, это похвально, что вы не бросаете на произвол судьбы тех, кто нуждается в помощи. Но факт остается фактом: вы впускаете в Европу миллионы беженцев, о которых вы не знаете практически ничего. Да, они прибыли из регионов с крайне напряженной политической обстановкой — и на этом информация заканчивается.

— Вы же не будете спорить с тем, что в западных странах существуют ультраправые силы, крайне враждебные даже к умеренным мусульманам.

— Но также существуют и крайне левые движения, для сторонников которых любая дискуссия о возможной связи традиционного ислама и фундаментализма с насилием является безусловным признанием в исламофобии. Нужно положить этому конец. Невозможно решить проблему, не признав, что она существует.

Духовный центр старообрядческой церкви Рогожское. Путь к свободе

Оригинал взят у vladimirtan в Духовный центр старообрядческой церкви Рогожское. Путь к свободе
Оригинал взят у vladimirtan в Духовный центр старообрядческой церкви Рогожское. Путь к свободе

Всего 40 фото

Рогожская слобода – исторический район Москвы, возникший в конце ХVI века, традиционное место поселения старообрядческих купеческих семей, ставшее духовным центром московского старообрядчества. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия.

Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте в Москве еще при императрице Екатерине Второй. Территория поселка - участок площадью около 9 га, где сохранились уникальные произведения русского зодчества. Большую часть московского старообрядчества во все времена составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение домов и храмов, тратили крупные суммы на покупку старинных икон и книг.
На территории Рогожской слободы сегодня расположены несколько храмов, духовный центр РПСЦ, детская и взрослая воскресные школы, Рогожская казачья станица, церковная трапезная, библиотека общины,  даже кинотеатр в Духовном училище.



[Читать дальше...]


02  Рогожский поселок начала ХVIII века (гравюра)


Огнем и плетью... Именно так в России три с половиной века назад расправлялись с раскольниками. В мае 1666 года был проклят и отправлен в ссылку главный противник никоновских реформ протопоп Аввакум. Именно это событие многие историки считают началом раскола русской церкви. За свою свободу старообрядцам пришлось бороться не одно столетие

Храм-колокольня во имя Воскресения Христова
Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова.  Колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества.
Храм был сооружен в 1908 – 1913 годах по проекту архитектора Федора Горностаева (1867-1915), имеющего старообрядческие корни. Внутри расписан в новгородском стиле XVI века. По установившейся московской традиции, колокольня была возведена на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого - ее высота 80 метров.
В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда книги и рукописи отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон. В 1990 году из МХАТа вернули старообрядческий колокол весом более четырех тонн, который тогда же подняли на звоницу.

03


Колокольня запоминается изящной резьбой

04



05


06


Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.

07

08


Раскол церкви происходил в непростые для страны времена. Все еще давали о себе знать последствия смуты. Нужно было укрепить власть. Царь Алексей Михайлович решил сделать это при помощи церкви. И в этом нашел соратника - патриарха Никона. «Это был сильный человек, богатырского сложения, и он боролся за то, как он видел, за лучшее будущее церкви. Видел он это лучшее будущее в церкви, которая обладала бы силой, в том числе экономической»
Суть никоновской реформы - перемена церковных обрядов. Креститься теперь полагалось тремя перстами вместо двух, службы стали короче. Нужно было сделать, как в Греции и в большинстве православных стран. Сблизившись с ними, Россия должна была укрепить свое положение.


09 Рогожское кладбище. 1912-1920



Рогожское старообрядческое кладбище и некрополь, где до революции хоронили только староверов
В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы (чумы), занесенная в город солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны. По распоряжению императрицы Екатерины II от марта 1771 года, все кладбища в черте Москвы были закрыты, в том числе два старообрядческих. Взамен них старообрядцам выделили землю для захоронения умерших от чумы в трех верстах от Рогожской заставы. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить всех умерших от чумы в поле у Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов). После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний и зимний.

10



Рядом с кладбищем были устроены карантин, иноческие кельи, женские монастыри, лечебница, больницы и небольшая Никольская часовня для отпевания. Постепенно вокруг кладбища образовался старообрядческий поселок, который к концу XVIII века занимал площадь более 22 десятин (24,5 га) с населением более 1600 человек.
После революции множество могил и памятников уничтожили в 1930-е  годы: надгробия были распилены, пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций столичного метро.Одновременно с этим на кладбище стали хоронить не только старообрядцев, но и всех без различия. Бытует мнение, что в 1930-1940-е годы  на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий.В 1970 году с внутренней стороны стены кладбища был устроен колумбарий. Несмотря на все это, Рогожское кладбище не утратило старообрядческой особенности.


11





Прежние правила прокляли, а заодно и тех, кто не согласился с нововведениями. Раскольников начали преследовать: публичные порки, лишения имущества, массовые казни. При том что даже в ближайшем окружении царя многие не согласились с реформами. Самый ярый противник - протопоп Аввакум.
Выходец из деревни Григорово близ Нижнего Новгорода, Аввакум стал главным символом сопротивления никоновским реформам. Его пытались увещевать, несколько раз отправляли в ссылки, но даже там он чувствовал себя свободным и писал гневные послания царю. В конце концов, опального протопопа сожгли в остроге, и затем именно так массово казнили старообрядцев. В поисках свободы отверженные уходили в леса и расселялись в глухих местах - Поморье, Урал, Сибирь.


Церковь Николая Чудотворца
Около  Рогожского  кладбища расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). Деревянная часовня во имя святителя Николая - одно из самых древних сооружений Рогожской слободы. Оно было построено в 1771 году, а уже через пять лет храм повторили в камне представители московского купеческого старообрядческого общества.
В 1854 году его отобрали у старообрядцев и передали единоверцам. В 1863-1866 годпх  храм вновь перестроили
по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева (1831-1895). Храм приобрел современный вид в «русском стиле»: пять крупных  глав с гранеными белыми барабанами и высокими сводами. В советское время церковь не закрывали, и в ней до сих пор действует воскресная школа и библиотека. В настоящее время церковь находится в ведении единоверческий Русской Православной Церкви Московской патриархии.

12



13


Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку.

14



15



16



17



18



19

Впрочем, некоторые бежали не так далеко. К примеру, большая община обосновалась в Боровске, в 100 километрах от Москвы. Еще 100 лет назад там из всех горожан староверов было две трети. Одним из главных центров русского старообрядчества Боровск стал после раскола, когда сюда сослали боярыню Морозову. Здесь она приняла мученическую смерть, здесь ее и похоронили.


Кафедральный собор Покрова Богородицы (Покровский)
Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Храм был сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Казакова как летний (неотапливаемый)  храм. До строительства новообрядческого храма Христа Спасителя этот собор в Рогожской слободе превосходил по размерам все другие московские церкви, в том числе и Успенский собор в Кремле.

20


Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом.

Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.



Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.


21


В 1922 году Покровский собор, как и все старообрядческие храмы, подвергся конфискации церковных ценностей - с территории храма и Рогожского кладбища вывезли более тонны серебряных изделий и жемчуга. Сегодня это главный кафедральный храм старообрядческой общины в России: здесь до сих пор стены и своды расписаны в древнерусском стиле, собор украшают крупные подсвечники, лампы и паникадила, а внутри сохранилось собрание старинных русских икон XIII – XVII веков.


22


Понимая, что староверие не искоренить, государство постепенно шло на уступки. Первые послабления введены уже в 1716 году при Петре Великом: наказания заменили двойным налогом. А в конце XVIII века Екатерина II разрешила раскольникам строить свои церкви в Москве, в Рогожской слободе, рядом с чумным кладбищем
В XIX веке двуперстников фактически уравняли в правах с нововерцами. Но официально это произошло только при Николае II. В 1905 году он издал высочайший «Указ о веротерпимости». Русская православная церковь признала старообрядцев лишь в 1929 году. Тогда Временный патриарший синод снял проклятие с дониконианских обрядов.
Как и 3,5 века назад, сегодня старообрядцы ощущают свою особенность и противопоставляют себя большинству. А будет ли когда-нибудь преодолен раскол до конца или нет, для них уже не так важно.

Иордань.
   На северном мосту возведена Иордань в виде парковой беседки


23  Парковая беседка-иордань



24



Христорождественский собор
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова. Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова (1763-1837) как зимний (отапливаемый) храм. В нем обустроили два самостоятельных придела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в древнем стиле и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).
В 1922 году он подвергся новому - на этот раз большевистскому - разграблению, и в здании церкви была организована рабочая столовая с пивной, а на месте паперти соорудили туалетные комнаты. В 1970-е годы помещение занял «Союзаттракцион», который разместил в храме базу игральных автоматов. Старообрядцам здание вернули лишь в 1990 году, и до сих пор в нем продолжается внутренняя реставрация.

25



26


27


Поклонный крест.
   Матвею Ивановичу Платову (1751-1818), старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии, графу, герою Отечественной войны 1812 года



28  Поклонный крест

Водосвятная часовня.
  На восток за Иорданью над колодцем возведена шатровая водосвятная часовня.


29  Водосвятная часовня


Новые палаты (Дом Причта).
Здание конторы, гостиницы и кладбища построено в 1863-1866 годах. Контора кладбища помещалась в одной из комнат первого этажа. В других помещениях размещались кабинет попечителей кладбища, кухня, склад церковно-хозяйственных принадлежностей. В верхнем этаже находились два огромных  зала для устройства поминок, а также комната для приезжих.


30


В советское время здание сначала использовалось  под школу, в конце 1920-х годов здесь разместили студенческое общежитие, затем жилой дом и снова общежите.После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. В настоящее время здание полностью восстановлено и готово  к устройству в нем пребывания митрополита, различных служб Рогожской общины и Митрополии


31


Несколько общих  видов

32



33



34



35



36 Святые врата


Пруды
В восточной васти Рогожского расположены два пруда, соединенные между собой узким проливом. Три моста соединяют берега прудов. Ранее пруды наполнялись водой от обилия родников и были проточными. В советское вркмя пруды засыпали и полностью уничтожили. На их месте сначала была устроена свалка, а потом организовали стадион, тир, гаражи, ипподром, просуществовавшие до середины 2000-х годов

37




38


39



40


16 марта 2017 года в Кремле Президент встретился с Митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием.И вот уже 31 мая 2017 года Владимир Путин посетил Рогожский духовный центр Русской православной старообрядческой церкви. Монополия на веру утрачена окончательно ...
Источники
Материалы церкви Рогожское
trymoscow.ru  Рогожский поселок- вотчина старообрядцев в центре Москвы
mir24.tv Рогожская слобода: центр русского старообрядчества
mir24.tv Путь к свободе


Донской монастырь

Оригинал взят у vladimirtan в Донской монастырь
Оригинал взят у vladimirtan в Донской монастырь





Всего  69     фото

Московский Донской монастырь был основан в 1593 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович.
[Читать дальше]
В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Кода отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.
С тех пор как хан Гирей был с позором изгнан за стены города, уже более никогда не подвергалась нападению татар наша столица. А Донской монастырь в Москве стал завершающим звеном в оборонительном кольце города наряду с Новодевичьим и Даниловым монастырями.
Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» - том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе». Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году.

Икона Божьей матери Донской сохранилась до наших дней.  Находится она в Третьяковсой галерее


02 Феофан Грек. Донская икона Божией Матери.
Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться - Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.
В период смуты в начале XVI века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.
Возрождается обитель в 20-х годах XVI века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.
В 1698 году, по обету (обещанию) сестры царя Петра I царевны Екатерины Алексеевны  здесь был возведен новый красивый собор в честь Донской иконы, который ныне называется Большим. В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.
В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Это значит, что отныне он подчинялся непосредственно патриарху или синоду.
Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.
В 1771 году  произошло одно из самых широко известных того времени мрачных событий. Речь идет об убийстве в стенах монастыря архиепископа Амвросия. Это было страшное время - Чумной бунт в стране. Свирепствовала чудовищная эпидемия, уносящая тысячи жизней. Бытует мнение, что чума была занесена в Москву из причерноморских стран во время русско-турецкой войны. Болезнь быстро развивалась, охватывая все новые территории и дома столицы.  Люди были в панике. Гробов не хватало. На улицах Москвы можно было видеть и больных, и здоровых, и мертвых.Медики часто ничем не могли помочь заболевшим. Люди искали спасения в вере в Господа. Народ ежедневно собирался у Варварских ворот в Китай-городе возле чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери. И больные, и здоровые целовали святыню, способствуя распространению эпидемии. Архиепископ Амвросий, сознавая это, запретил молебны, а саму икону велел убрать. Беснующаяся толпа на следующее утро после этого пошла громить Чудов монастырь в Кремле. А вскоре восставшие добралась и до Донского монастыря, в стенах которого укрылся Амвросий.

03 Чумной бунт 1771 года, акварель Эрнеста Лисснера.
Восставшие убили архиепископа, а потом начали уничтожать дома знати и карантинные заставы. Через три дня народный бунт был подавлен. По приказу Екатерины II убийцы Амвросия были казнены через повешение на Красной площади. Эпидемия чумы унесла почти 57 000 жизней.
Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.
В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.
В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.
Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. В мае 1922 года сюда был привезен патриарх Тихон в качестве узника. Здесь же он провел большую часть времени своего заключения. Несмотря на постоянные аресты и психологическое давление со стороны советской власти, Тихон управлял Церковью в этот сложный для нее период. Он много успел сделать для единения русского народа. Патриарх резко осуждал изъятие церковных ценностей государством, призывал верующих встать на защиту поруганной и «угнетаемой ныне святой матери нашей». В декабре 1924 года на Тихона, жившего в келье Донского монастыря, было совершено покушение. Сюда проникли два злоумышленника с целью убийства Святейшего. Дверь им открыл келейник Яков Полозов. Он и был убит злоумышленниками.


04 Патриарх Тихон (1865 – 1925) Патриарх Московский и всея России в ХХ веке (1917-1925)



Почти до самой своей смерти последовавшей после болезни 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.Канонизирован в лике святителей Архиерейским собором РПЦЗ 19 октября 1981 года.В 1991 году обитель была передана Московскому Патриархату. В это же время случился поджог злоумышленником Малого собора. Во время проведения ремонтных работ в ходе раскопок были обнаружены мощи святого Тихона. Они были положены в золоченую раку и перемещены в Большой собор, где и хранятся по сей день.

05 Святитель Тихон, с житием. Икона конца XX века
В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.
На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.
Монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

Северная стена
Святые (Северные) ворота монастыря с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-14)

06


Долгие годы монастырь не отличался богатством и был окружён бревенчатой оградой. Но в XVII веке с 1686 по 1711 годы во время царя Петра I возводится монастырская стена с двенадцатью башнями, внешне напоминающая ограду Новодевичьего монастыря. Мощные толстые стены и узорчатые башни  были построены на деньги думного дьяка Аверкия Кириллова, постригшегося впоследствии в этой православной обители.
07 Северная стена. На переднем плане Башня северной стены 1-я. (XVII век)


Северная стена. Частично отреставрирована

08


Вокруг монастыря возведены толстые стены, узорчатые круглые и квадратные башни (8 фронтальных и 4 угловые).

09 Башня западной стены 2-я (XVII век) (фронтальная)



Западная стена

10 Колокольня Донского монастыря в Москве (1730-1753 гг.)


В здании колокольни находится надвратная церковь в честь святых Захарии и Елисаветы.

11 Колокольня Донского монастыря в Москве (1730-1753 гг.). Вид с улицы Стасовой.


Вход на территорию монастыря. Стены башни-входа украшены красочными иконами и молитвами.

12


Ворота монастыря

13


14


15


Внутренние стены колокольни украшены житийными иконами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, т.к. его святые мощи находятся в Большом соборе


16 Молитва на стене башни-входа в монастырь



17 Житийная икона Святителя Тихона на стене башни-входа в монастырь



18 Западные ворота и колокольня (1730-1753). Вид с территории монастыря




19 Часовня



Самый главный храм обители — Большой собор Донского монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, который был построен с 1686 по 1698 годы в стиле нарышкинского барокко. Храм украшает резной золоченый семиярусный иконостас. Собор пятиглавый с большой галереей по периметру.

20 Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря в Москве (1686-1698 гг.)


Многие столетия в Большом соборе хранилась чудотворная Донская икона Божией Матери, но в советское время она была реквизирована и помещена в Третьяковскую галерею. Раз в год, 1 сентября, власти разрешают переносить образ из музея в монастырь для совершения торжественного праздничного богослужения.

21


Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря. Северный фасад

22


23


Большой собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря. Южный фасад

24


25


Большой резной 8-ярусный иконостас с иконами, написанными в стиле «фряжского письма» (приёмы иконописи и стенописи, отличающиеся внешней достоверностью в передаче материального мира)
26 Большой инокостас Большого собора


Церковь преподобного Иоанна Лествичника построена в 1898 году на средства генерала Терещенко и является родовой усыпальницей.
27 Церковь преподобного Иоанна Лествичника (1898 г.)


28


29


Церковь преподобного Александра Свирского — круглый храм-усыпальница рода Зубовых, построенный на их личные средства c 1796 по 1798 годы.

30 Храм преподобного Александра Свирского


31


Церковь святителя Иоанна Златоуста построена в период с 1888 по 1891 годы и является усыпальницей купеческой семьи Первушиных.

32

33 Церковь свят. Иоанна Златоуста


34 Настоятельский корпус (1745-1750)


35 Монастырский сад


36 Обелиск, дорожный знак (XVIII в.). Монастырский сад


Восточная стена

37 Фронтальная башня


38


На территории монастыря идут интенсивные реставрационные работы. Вид на колокольню от настоятельского корпуса. На переднем плане  церковь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского ( с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998)

39


Вид от колокольни

40


Северная колокольня с надвратным  Тихвинским храмом (1713-14)

41


Общий вид на храмы от настоятельских покоев

42


Церковь св.мч. Александра Невского (2006)

43


Церковь Тихона, Патриарха Всероссийского (с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998)

44


45


46


Церковь вмч. Георгия Победоносца (2000)

47


48 Территория монастыря


Монахи не только молились

49 Пушки на территории Донского монастыря


50 Территория монастыря


51 Собор Малый или Старый, Донской  иконы Божией Матери (1591-93)


52


Церковь Михаил Архангела (1806-1809,. Усыпальница Голицыных  с Больничным корпусом. Справа - Водосвятная часовня.

53


54 Церковь Михаил Архангела (усыпальница Голицыных) 1806-1809.


Братский корпус.  XVIII-XIX в.в.

55


Некрополь Донского монастыря
Донской монастырь известен как усыпальница русского дворянства и великих деятелей культуры. С XVII века его некрополь стал местом упокоения многих известных личностей. Согласно указу Екатерины II, в связи с эпидемией чумы умерших было запрещено хоронить в черте города. Исключение делали только за высокую цену и лишь для высокопоставленных граждан.

56


 Именно поэтому Донское кладбище превратилось в самое аристократическое в Москве.Здесь похоронены участники Отечественной войны 1812 года, герои Бородинского сражения, участники обороны Севастополя, профессора Московского университета, родственники Тургенева, Пушкина, Толстого, композиторы, поэты, архитекторы. В монастыре похоронены представители династий Трубецких, Долгоруких, Вяземских.

57


Горельефы с храма Христа Спасителя

58


59


60


61 Мариам -библейская героиня- воспевающая победу своего народа над врагами.


Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар1380 г. Изображены слева направо: монахи-воины Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский,Дмитрий Донской,воеводы  князь Д.М.Боброк -Волынский и князь Владимир Серпуховской.

62


63 Девора, призывающая народ Израиля к борьбе против царя Явина


64  Встреча Давида, победившего Голиафа.


65 Воин Георгий.


66 Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями.


67 Надгробия у южной стены.


Бронзовые горельефы с бывшей Триумфальной арки, находившейся на Брестском (Белорусском) вокзале.

68 Крылатые женские фигуры – олицетворение славы, победы и мира.


69 Башня южной стороны 2-я (XVII в) (фронтальная). Вдали - юго-западная башня (XVII в) (угловая)



Источники
donskoi.org О монастыре -Донской ставропигиальный мужской монастырь
onetraveller.ru   Донской монастырь в Москве
fb.ru  Донской монастырь в Москве - история, фото и описание
planetadorog.ru - Достопримечательности Москвы. Донской монастырь.

Страшилки про православный фашизм

Уже не раз встречаю в ленте ссылки на интервью с неким бородатым товарисчем, который призывает жечь кинотеатры из-за "Матильды". Персонаж идет нарасхват в либеральных СМИ. 13 сентября его интервьюируют на сайте "Открытой России". Заголовок броский - «Кто-то готов молиться, а кто-то — жечь». 14 сентября он уже на "Медузе". Заголовок тоже внушает: «Православная страна должна быть такой, как Иран».

Персонаж возглавляет организацию "Христианское государство — Святая Русь", название которой до пародийности схоже с названием самой зловредной террористической группировки современности, "Исламское государство Ирака и Леванта".

Персонаж утверждает, что "у нас есть ряд руководителей по стране" и "очень много сторонников". Только ни одного из них никто никогда не видел, единственным спикером "ХГСР" является сам этот "Александр Калинин" с лукавым прищуром типичного русского мужичка.

Короче, есть все основания думать, что перед нами - классическая фейковая организация, состоящая из одного человека. Вся ее деятельность состоит в рассылке писем. Но откуда же такой интерес либеральных СМИ? Давайте еще проинтервьюируем самопровозглашенного лидера Межгалактического объединения рептилоидов Нибиру.

Очень просто - появилась потребность в очередной раз попугать читателя православным фашизмом. Месседж простой: "Россия превращается в православный Иран, погромы близко, смотрите, где-то кинули коктейль Молотова и выгорело аж два квадратных метра... Страх и ужас, скоро будут за жарку шашлыка по постным дням штрафовать..."

Запугивать православным фашизмом - это добрая традиция либеральной общественности.

Вспомним про общество "Память", активисты которого как-то один раз разбили кому-то нос на литературном вечере. Что тут началось - представителей "Памяти" сразу позвали в телевизор, чтобы они рассказали всей стране о своих фашистских намерениях. "Московский комсомолец" выдавал передовицы о предстоящих погромах. Тетя Мотя бросилась покупать билет до Тель-Авива...

Прошло 15 лет, но погромы так и не начались.

И вот - о радость - в 2003 году несколько бородатых мужичков облили краской пару экспонатов в Сахаровском центре на выставке "Осторожно, религия". Всё, погромы, православный фашизм наступает - запели в один голос либеральные СМИ.

Но прошло еще 15 лет и опять погромов и православного фашизма не случилось, если не считать юношу "Дмитрия Энтео", соратница которого сорвала какую-то картинку на выставке в Манеже, что также немедленно объявили "погромом". Впрочем, из хлипкого тусовочного Энтео погромщик вышел совсем неубедительный, но тут на счастье подвернулось "Христианское государство - Святая Русь".

А что, очень удобно. Мол, чего вы вообще прицепились к мусульманам? Какие там тысячи кавказских боевиков, которые годами с оружием воюют против федералов. Какие там евразийские братушки, которые взрывают метро. Забудьте о них. Посмотрите, у православных есть свой "ИГИЛ". Православные ничем не лучше. На каждого Махмуда найдется русский аналог с такой же длинной бородой.

Страшилки про православный фашизм - это удобный способ стигматизировать русское большинство и отвлекать внимание от реальных проблем. В стране, где в храм каждое воскресенье ходят 1,5% населения, нет и не может быть никакой реальной социальной базы для православного фундаментализма. Россия - это не Израиль с его ультраортодоксами и США с его библейским поясом. Постсоветская Россия (не считая Северного Кавказа) - это страна с крайне низким уровнем религиозности, с крайне низким проникновением религии в повседневную жизнь людей.

Православный фундаментализм всегда был и так и останется уделом отдельных карикатурных персонажей. Это - сугубо медийный конструкт, симулякр. И кому-то очень хочется, чтобы в душах определенной прослойки людей (условно говоря, читатели "Новой газеты" и слушатели "Эха Москвы") время от времени пробуждался страх перед этим миражем.

Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе

Оригинал взят у vladimirtan в Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе
Оригинал взят у vladimirtan в Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе

Всего  32    фото

В Москве на Трифоновской улице недалеко от Сущевского Вала стоит небольшой, редкий для столичной архитектуры храм святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном. Это один из самых уникальных и старинных памятников архитектуры средневековой Москвы. В исторических источниках не сохранилось сведений о дате его постройки. И до сих пор нет единого мнения, в каком веке он был возведен – в   ХIV,  ХV или  ХVI. Неизвестно и имя зодчего этого храма, и почему эта древняя церковь имеет столь редкое для России посвящение во имя святого мученика и чудотворца Трифона. Все  предположения основываются лишь на преданиях и легендах.

[Читать дальше...]

Церковное предание гласит, что Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244 годы от Рождества Христова). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

02 Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды храма Трифона


 Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.


Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное. Возвышенное место, на котором стоит церковь, раньше было искусственно созданным островом. С одной стороны этот остров обтекала река Напрудная, впадающая в реку Неглинку, а с другой стороны был вырыт ров. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона. Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи. На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.


03 Прорисовка фрески со стены храма


Но связывать постройку храма с князьями Патрикеевыми нет оснований.Село Напрудное никогда не принадлежало князьям Патрикеевым. Вероятно, что храм построен по заказу какого-то Трифона. Но среди известных и достаточно богатых москвичей того времени подходящей кандидатуры не находится. Возможно еще одно, несколько неожиданное, объяснение: храм построен выходцами из того места, где культ святого мученика Трифона широко распространен. И в первую очередь это далматинский город Котор (итал.Cattaro, лат.Catharo), входящий ныне в состав Черногории. Именно там хранятся мощи святого Трифона. Именно этот святой считается небесным покровителем города и изображен на его гербе. Часто Котор называют Градом Святого Трифона.


 Храм не выглядит великокняжеским. А ведь в то время в Москве работали итальянские архитекторы и прекрасные русские зодчие, которых приглашали из Пскова. Но неказистым он кажется далеко не всем. Он похож на храм Спаса Нерукотворного древнего Андроникова монастыря.

04 Церковь Трифона




05 Спасский  собор Андроникова монастыря



Современные историки в старинных документальных источниках нашли сведения о том, что в Москве в 70-х годах XV века жил мастер золотых дел Трифон, который приехал в русскую столицу из города Котор, входящего ныне в состав Черногории. Полагают, что мастер Трифон обратился к Ивану III с просьбой разрешить постройку католической церкви. И великий князь согласился, но с условием, что храм будет скромным  вне черты города и его не должны посещать православные.Место для церкви определил сам великий князь- великокняжеское село Напрудное. Есть предположение, что прихожанином церкви был сам Аристотель Фиораванти, создатель знаменитого Успенского собора Московского Кремля. Скорее всего он и похоронен был здесь на церковном кладбище.


06




07 Церковь Трифона в Напрудном. План.


08

Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Такая же технология использовалась при строительстве Аристотелем Фиорованти Успенского собора Московского Кремля.
Реставрировавший памятник в 1930–1940-х годах архитектор Л. А. Давид по способу кладки стен (сочетание белого камня и кирпича) и некоторым архитектурным признакам отнес его к концу XV века. Одним из указаний для датировки послужила также обнаруженная на стене храма надпись.На южном фасаде храма,  примерно на уровне человеческого глаза, высечены  две надписи  «Лета ≠З пре…», т.е. «Лета 7000 (1492) преставися…»  и «Лета 7178 (1670) престави(ся)...». Начертание букв, по мнению специалистов палеографов, не противоречит обозначенной дате «лета 7000», т. е. 1492 года. Эта надпись, как теперь считают, представляет собой «пробу резца» кладбищенских резчиков и датирующего значения не имеет.



09 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков («Лета 7000», «Лета 7000 пре…», «Лета 7000 пре…»)





В пользу датировки церкви XV веком С.В.Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно. … Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».

10  Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков (в т.ч. «Лета 7178 престави…»)




Фундамент храма в Напрудном устроен на значительную для здания столь небольших размеров глубину (почти 2 м) и сложен из больших валунов на глине, перекрытых двумя рядами тесаных белокаменных квадров.


11 Цоколь здания  церкви



Церковь Трифона в Напрудном , возможно,  первый древнерусский храм, перекрытый крещатым сводом.  Церковь в плане близка к квадрату. Для перехода от квадратного  перекрестья распалубок к круговому плану барабана в его углах устроены треугольные сферические паруса.
Но кто  придумал крещатый свод, остается неясным.  Древнерусская архитектурная культура - каноническая, здесь не любят новаций, а система крещатого свода начисто переворачивает всю структуру храма. Появление храмов с крещатым сводом по времени совпадает с работой итальянских мастеров, которые были приглашены в конце XV века для постройки соборов, дворцов и укреплений Московского Кремля. Но при этом Кремль -- это государственное строительство, а бесстолпные храмы -- это архитектурные миниатюры, чрезвычайно изящные и конструктивно сложные. Причем в Италии таких сводов нет. Но есть отдельные похожие конструктивные узлы. Трехлопастные фронтоны известны в ренессансной архитектуре Северной Италии. Если пересечь под прямым углом два трехлопастных базиликальных свода, то получится крещатый

12 Крещатый свод церкви Трифона



13 Церковь Трифона в Напрудном. Разрез по линии север-юг




Католическим храм оставался недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали православие. Уже в начале XVI века храм был освящен как православный.А посвящение менять не стали. Русская икона Трифона на коне стала храмовой, видимо, с конца XVI века.
В 1800 году в Москву прибыл черногорский архимандрит Стефан Вукотич. Узнав о его приезде московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков изъявил желание создать серебряную раку для мощей мученика Трифона.  Его мощи с IX века находятся в черногорском городе Которе в католическом кафедральном соборе святого Трифона, построенном в 1166 году.



14 Акварель с видом на собор Св. Трифона — 1841 (Котор)




В этом же соборе расположен саркофаг с телом Андрии Сарацениса — которского горожанина, который в IХ веке выкупил мощи святого Трифона у венецианских купцов, доставивших их в Котор из Константинополя. Рака, исполненная Добряковым, была с благодарностью принята, и доставлена в Котор. Митрополитом и правителем Черногории был тогда Петр I Негош, ныне – черногорский и российский святой Петр Цетиньский. Желая отблагодарить Добрякова, Петр Негош в 1803 году прислал московскому купцу три частицы мощей от мученической головы святого Трифона. В 1812 году в тяжелое время испытаний для русского народа Добряков поднес эту святыню Александру I, который в свою очередь в 1819 г. передал мощи, в дорогих ковчежцах вделанные в икону, в московскую церковь Трифона в Напрудном.



После чумы 1771 года местность вблизи церкви св. мч. Трифона обезлюдела, храм оказался лишен прихода и его даже хотели закрыть. Но после передачи иконы с мощами Трифона, церковь стала центром известного на всю Москву Трифоновского богомолья. Приезжавшие в Москву гости из Черногории, старались теперь непременно посетить эту древнюю святыню и приложиться к мощам.

На протяжении XIX столетия памятник претерпевает значительные изменения: в 1825 году пристраивается южный Никольский придел; в 1839 году сооружается колокольня, в 1860 году – северный придел Филарета Милостивого

15  Место бывшего южного  придела (Николая Чудотворца)



16 Место бывшего северного придела (святого Филарета Милостивого)





17 Церковь Трифона в Напрудном. 1882




В 1890–1895 годах, по проекту архитектора П.П.Зыкова, с запада возводится обширный храм. Храм вновь приобретает  огромную популярность. Случалось, что не все желающие могли поместится под его сводами. Этот огромный храм мог одновременно вместить более 3 тыс. молящихся.



18  Боковой фасад церкви Святого Трифона.  Проект расширения храма. Проектировалъ  П.П. Зыковъ (отецъ)


19  Деталь, планы и разрез колокольни и церкви Св. Трифона мученика. Выполненны П.П. Зыковым



20 Колокольня Св. Трифона мученика, что в Напрудной слободе. 1890-1891. Проектировал П.П. Зыков (отец). Построил П.П. Зыков (сын)



21  Фрагмент колокольни. 1890-1891

 Древний храм примыкал к ней с востока.  На храме звонили колокола завода Самгиных, больший из которых имел вес в 560 пудов, т. е. 9 тонн.  Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!


22  Трифоновская улица. Старинный и новый храмы. 1914-1917

И сейчас на маленькой звоннице, что высится на юго-западной части крыши храма, звонит на богослужениях колокол, отлитый мастерами Самгиными, подаренный прихожанами храму. Где раньше звонил этот малый колокол ныне не известно,возможно он вернулся на своё родное, первоначальное место служения.



23 Звонница


24  Церковь трифона в Напрудном. 1920-1930

За древним (1492) зданием церкви возвышается новая трапезная, построенная в 1893 году по проекту архитектора Г.А. Кайзера. Со стороны алтаря в 1897 году была пристроена палатка, в которой находился чтимый образ (фреска) мученика Трифона. Фреска (роспись по сырой штукатурке) ХVI века помещалась на внешнем алтарном выступе. Для сохранения фрески, удобства подхода молящихся и была построена эта палатка.
С 1930-х годов фреску передали в Третьяковскую галерею, где она хранится и ныне. Перед демонтажем фреску проклеили микалентной (папиросной) бумагой и осетровым клеем. Далее с помощью зацепов и крюков поддели сантиметр за сантиметром штукатурку, отделяя ее от каменного основания. После снятия фреску поместили на гипсовую основу. Образовавшиеся при снятии трещины по миллиметрам заклеивали яичным клеем.
Над входом в палатку виден киот с медным напрестольным крестом, с 1930-х годов переданный в церковь Знамения у Крестовской заставы.


25   Церковь Трифона Мученика в Напрудном. Фреска мученика Трифона. 1925



26  Место, где располагалась фреска Святого Трифона - справа от алтарного окна-бойницы


Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон. И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма.


27  Церковь Трифона в Напрудном. 1931-1932


В 1930 году храм был закрыт. В 1932 году 30 апреля колокольня, трапезная, часть "нового" храма под восьмериком были взорваны напрвленным взрывом.  От полного разрушения церкви в Напрудном спасло ходатайство знаменитого ценителя руской старины Петра Барановского и архитектора Москвы  Льва Давида.Таким образом храм Трифона Мученика, один из самых крупных в Москве, вернулся к своим небольшим средневековым размерам.


28   Колокольня. 1929-1930



29  Колокольня. 1929-1930


 В последующие годы в  древнем храме был гараж Мосдровтопа со смотровой ямой,  Мосгорархив, отдел НТД, фонд "церковь св. Трифона". В 1947-1948 годах архитектор - реставратор Л.А.Давид разобрал остатки храмовых западных стен ХIХ века, и произвел полную реставрацию объема "1492 года".  Реставрация была произведена по настоятельной просьбе И.Э.Грабаря, Л.А.Давида к И.В.Сталину, "в связи с 800-сотой годовщиной столицы".
30  Трифоновская улица. Руины храма св. Трифона. 1945-1947


В постсоветское время храм вернули православной церкви. Возрождение храма началось в год его 500-летия в 1992 году. 28 сентября торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма,  пересек проспект Мира и прошел по Трифоновской улицы до Трифоновского храма.



31  Церковный домик


Вся территория у храма заполнилась народом.  Настоятель освятил храм. Никакого убранства в храме не было.   Освящение происходило при свечах, так как не было электричества.  3 октября 1992 года в храме была совершена первая божественая литургия. Начала  обустраиваться  территория храма. Около него построили церковный домик, отметили резными столбами места разрушенных престолов - святителя Николая и праведного Филарета Милостивого. С годами обновилось и внутренне убранство храма.

Храм  чудом через 5 веков вернулся к своему первоначальному виду.


32

Ныне храм Трифона  приписан к церкви Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе, расположенной во 2-м Крестовском переулке у площади Рижского вокзала. В церковь Знамения, единственную в округе не закрывавшуюся в советский период, была перенесена в 1930-х годах и поныне бережно сохраняется чудотворная икона мученика Трифона с частицами мощей из черногорского города Котора.





Источники
www.rusarch.ru   РусАрх - А.Г. Шалыгин Иван Юрьевич Патрикеев и иконография Святого Трифона
www.rusarch.ru  РусАрх- Давид Л.А. Церковь Трифона в Напрудном
www.rusarch.ru  РусАрх - Заграевский С.В. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода.
www.rusarch.ru Русарх- Эзерин А.А. Церковь Трифона в Напрудном и мастер Трифон из Котора
www.projectclassica.ru  Владимир Седов  Церковь Трифона в Напрудном
sadovoekoltso.com Церковь Трифона в Напрудной слободе
strana.ru  Храм св.мученика Трифона в Напрудном/Путеводитель по России
um.mos.ru  Церковь Трифона в Напрудном