vol_majya (vol_majya) wrote,
vol_majya
vol_majya

Categories:

Солигалич - 2

https://russiantowns.livejournal.com/5797647.html

9. IMG_0093.JPG

Западнее - старые (1853 г.) торговые ряды невозможно архаичного вида, напоминающие о настоящем Севере - особенно если посмотреть с тыльной стороны.

40. IMG_0036.JPG

Используются по назначению, что часто бывает в малых исторических городах и придают дополнительную аутентичность их облику.
Южная сторона площади - ещё одни торговые ряды, тоже деревянные, но гораздо более хорошо выглядящие.

41. IMG_0104.JPG

Я подумал, это отреставрированные старые, что очень приятно - но потом оказалось, что это довольно удачная имитация старины образца 1990-х годов; последняя датировка особенно удивительна.

42. IMG_0109.JPG

Вообще, это приятная черта Солигалича - даже новоделы тут выглядят нормально, что удивительно для российской действительности.

43. IMG_0082.JPG

Лихорадка микрокредитования, кажется, не обошла ни один российский райцентр:

44. IMG_0110.JPG

Юго-западный угол площади - самое оживлённое место: тут ещё один сквер, дорога на Галич и Кострому, то есть во внешний мир, и городской санаторий.

45. IMG_0056.JPG

Сквер очаровательно оформлен живописным панно на тему славных уроженцев Солигалича:

46. IMG_0052.JPG

Интересно, что начальный короткий (160-метровый) участок этой дороги гордо именуется "проспектом Свободы".

47. IMG_0024.JPG

Под вторым сквером протекает ручей, его долина живописно отделяет санаторий, южные и юго-западные районы Солигалича от самой центральной части городка.

48. IMG_0044.JPG

Санаторий имени Бородина, претендующий на звание "самого старого санатория России", был основан в 1850-е годы.

49. IMG_0069.JPG

Может, он и не самый старый (хотя и в это можно поверить, взглянув на него), но точно самый очаровательный - стоит только прогуляться по украшенной скульптурами берёзовой аллее до основных корпусов.

50. IMG_0077.JPG

51. IMG_0084.JPG

52. IMG_0092.JPG

Уютно, живописно, с заботой.

53. IMG_0078.JPG

Смесь пионерского лагеря старого образца, советского санатория и дореволюционной лечебницы.

54. IMG_0073.JPG

После 20 минут блуждания по территории неизвестно откуда появившаяся женщина сказала мне "вы гуляйте-гуляйте, нам не жалко, но это санаторий, так что вы это, направляйтесь постепенно к выходу". Соляной колодец XIX века - то, что осталось от старой соледобычи, вроде как находящийся на территории санатория, мною так и не был найден.
Проспект Свободы упирается в мемориал Великой Отечественной войны.

55. IMG_0016.JPG

Где-то поблизости - изящные деревянные дома, напоминающие вологодскую архитектуру.

56. IMG_0014.JPG

Южнее санатория, где-то на квартал, и непосредственно восточнее мемориала - Рождественский собор XVII века, самое масштабное здание города.

57. IMG_0008.JPG

Особенно красивый вид открывается на него с реки.

58. IMG_0150.JPG


59. IMG_9990.JPG

Ещё дальше, если пойти по улице Вылузгина, а потом приблизиться к реке, выйдя на улицу с чётким названием "набережная реки Костромы", то там можно обнаружить целый храмовый комплекс, состоящий из Богоявленской церкви (1681 г.) и Воскресенского собора (1660-е гг.), старейшего здания в городе;

60. IMG_9992.JPG

Оба храма не действуют.

61. IMG_9973.JPG

За храмами, у самой реки - местное злачное место, кафе "Поплавок" (оно же ресторан"Турист").

62. IMG_9985.JPG

Где-то в этих краях ещё можно обнаружить памятник адмиралу Невельскому, самому знаменитому солигаличанину, но до него я не добрался.
Основной въезд в город находится на юге - настоящая (правда, безымянная) площадь, где сходятся сразу 4 улицы, и подходит одна дорога (сразу видно, что её построили только в 1984 г.)

63. IMG_9928.JPG

Тут же висит большая карта города, в солнечный день просвечивающая и поэтому не очень легко читаемая. Эта карта - кажется, единственный элемент туристической инфраструктуры, замеченный мною на улицах города - что, я бы сказал, скорее хорошо для сохранения исторической атмосферы в Солигаличе, хотя денег в городской бюджет могло бы принести немало.
В паре кварталов западнее главного въезда в город - кладбище, а при нём - ампирная Петропавловская церковь 1816 года; пожалуй, это самое большое моё упущение в Солигаличе.
Если вернуться поближе к Красной площади, то чуть западнее санатория можно обнаружить массивный районный дом культуры.

64. IMG_0210.JPG

Типичная позднесоветская постройка, уродливая и несуразная - но в Солигаличе это построили немного в стороне от архитектурного наследия, проявив сознательность, как в эталонно-историческом Владимире.

65. IMG_0199.JPG

Можно смотреть между особняками и любоваться домом культуры, громоздящемся на другой стороне ручья, и ощущать разность эпох.

66. IMG_0216.JPG

На северо-запад от Красной площади уходит улица Коммунистическая, соединяющая центр города с северными кварталами, железнодорожной станцией и промзоной, и потому достаточно оживлённая; здесь можно найти немало не самых выдающихся, но всё равно приятных дореволюционных строений.

67. IMG_0215.JPG

Где-то на задворках Коммунистической, за штаб-квартирой ОГУ "Солигаличское лесничество" - недействующая Входоиерусалимская церковь 1804 г. постройки.

68. IMG_0213.JPG

Европейская традиция выставлять в окнах бесполезных, но эффектных обитателей своего дома пускает корни в самых неожиданных местах:

69. IMG_0226.JPG

Улица Советская, на северо-восток от Красной площади - начало старого тракта на Тотьму, который сейчас, как уже упоминалось выше, доходит только до границы Солигаличского района.

70. IMG_0108.JPG

Немного восточнее Красной площади, у моста - ещё один храмовый комплекс.

71. IMG_0126.JPG

Церковь Николы на Наволоке (1688 г.) соседствует с церковью Спаса Преображения (1821 г.),

72. IMG_0116.JPG

Образуя эффектный въезд в центр города со стороны реки.

73. IMG_0151.JPG

Заречная часть Солигалича - это сплошной частный сектор, без особенных достопримечательностей.

74. IMG_9986.JPG

Исключения - валы Солигаличской крепости, так называемая "Усольская осада" (в память об атаке татар на город), и развалины Успенской церкви немного дальше.

75. IMG_0005.JPG

С главного городского моста открывается живописный вид на значительную часть города.

76. IMG_0140.JPG

Тихий вечер жаркого июльского дня.

77. IMG_0219.JPG


Если вернуться на север города, и пройти чуть дальше по Коммунистической улице, то упрёшься в Центральную районную больницу.

78. IMG_0232.JPG

Вид у неё почти как у санатория - архаично-неприяканный, но не такой очаровательный.

79. IMG_0236.JPG

За больницей основная часть города кончается, и начинаются пригороды - в Солигаличе их количество и сложность устройства дадут фору некоторым городам покрупнее.

80. IMG_0240.JPG

В чистом поле (пустыре?) попалась автобусная остановка - кажется, когда-то между городом и проездной ходил автобус, но что конкретно здесь обслуживала конкретно эта автобусная остановка, осталось загадкой.

81. IMG_0243.JPG

Даже телефон-автомат прилагается - видимо, чтобы вызывать автобус.

Посёлок Льнозавод, примыкающий к северной промзоне, начинается через несколько сотен метров; впрочем, у меня есть большие подозрения, что сам льнозавод по-прежнему работает.

82. IMG_0246.JPG

Но работает лесопилка, и тут мы впервые сталкиваемся с железной дорогой.

83. IMG_0248.JPG

За Льнозаводом - железнодорожная станция Солигалич.

84. IMG_0268.JPG

Через станцию вывозится продукция Солигаличского известкового комбината, значительная часть которой отправляется в Череповец - от Вохтоги практически напрямую; на путях стоит довольно разнообразный подвижной состав.

85. IMG_0255.JPG

Это одно из тупиковых ответвлений Монзенской железной дороги - одной из крупнейших в нашей стране, не относящихся к ведению РЖД. Асфальтированная автодорога в внешний мир появилась в Солигаличе только в 1980-х годах и до этого, судя по всему, поезд Монзенской железной дороги, следующий от Солигалича до станции Вохтога на магистральном ходе Санкт-Петербург - Вологда - Киров, был самым надёжным средством связи с внешним миром. Но и железная дорога, которую с начала 1930-х гг. тянули дальше и дальше вглубь вологодских-костромских лесов за лесозаготовками, пришла в Солигалич только в 1959 году, и до этого степень изоляции города от внешнего мира, видимо, была очень высокой.
Но в 1990-х годах пассажирский поезд до Солигалича отменили, и сейчас станция - только грузовая. Пассажирские вагоны стоят где-то сбоку.

86. IMG_0261.JPG

Наверное, жителям Солигалича при наличии асфальтированной дороги и при том, что по железной дороге ехать до областного центра уж очень в обход железная дорога - это сейчас не то, что жизненно необходимо. Но для нескольких тысяч жителей лесных посёлков, лишённых автодорожного сообщения, восстановление пассажирских поездов было бы сильным облегчением жизни, в том числе и до Солигалича - всё-таки отсюда ближе до центральных регионов страны, чем от Вохтоги. Конечно, Монза - это не Кругобайкалка, но определённый туристический потенциал имеется, и не только среди любителей железных дорог: всё-таки Солигалич - один из красивейших исторических городов Севера, и поездка в такой город по лесной железнодорожной линии - само по себе приключение и приятное дополнение к поездке.
Впрочем, отсюда легко уехать на локомотиве/мотовозе - такой вариант, конечно, подходит не всем туристам, но предельно неформальном путешественникам вроде меня и местным жителям (у которых часто просто нет другого выбора) он точно по плечу.

87. IMG_0284.JPG

Я уже знал, что прямой и проезжей дороги от Солигалича на Тотьму нет, и я знал, что по железной дороге можно теоретически доехать до Гремящего, который уже в Тотемском районе, и от которого есть какое-никакое автомобильное сообщение с районным центром.
Так что я постучался к работникам станции Солигалич.

88. IMG_0282.JPG

Меня без проблем пустили, усадили за стол, напоили чаем - сложно себе такое представить на станции РЖД. Стали звонить куда-то, узнавать, когда сегодня пойдёт мотовоз и пойдёт ли. Приятно удивило, что несмотря на удалённость и не лучшее экономическое положение железной дороги, станционные кабинеты оснащены современной техникой - например, огромными компьютерными мониторами.
Мне сообщили, что мотовоз пойдёт только ночью. Я был не против подождать, но проблема была в том, что от станции Солигалич прямое движение только до станции Ламса на основном ходу Монзенской железной дороги, где вагоны с известью цепляются к вагонам с лесом и следуют на станцию Вохтога уже с другими локомотивами. А чтобы добраться до станции Гремячий, мне надо было проехать от Ламсы до Гремячего ещё 30 км, и когда там мог пойти состав - неизвестно.
Так что я распрощался с гостеприимными железнодорожниками и побрёл в сторону выезда на Куземино и Тотьму, где рассчитывал заночевать. Прямо от станции видны отвалы местного известкового комбината, выглядящие в Солигаличе примерно также, как бревенчатые избы выглядели бы в Москве.

89. IMG_0288.JPG

Пересекаю дальние подступы к Солигаличу "по объездной" - грунтовке, соединяющей северную и северо-восточную окраины города через ещё один пригород - деревню Усадьба-Ратьково, она располагается ближе к городу, чем станция и промзона, но не входит в его состав.
Даже на севере летний день когда-нибудь заканчивается, темнело.
О долгом пути в Тотьму - в следующей серии.
Tags: Россия, история России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments