vol_majya (vol_majya) wrote,
vol_majya
vol_majya

Categories:

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

Оригинал взят у vadimrazumov.ru в МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

В районе ансамбля зданий станции Лихоборы, недалеко от здания вокзала, есть интересное жилое строение в стиле авангарда, характерного для первого десятилетия молодого советского государства. Здание бросается в глаза своей архитектурной формой, сочетанием прямых и ломаных линий фасада, а также буквенной аббревиатурой «5 РКЖД» и датировкой «1932». С датировкой проблем никаких не возникает, это характерная черта для индустриального домостроения конца XIX – начала XX века, говорящая о дате постройки здания. А вот насчет аббревиатуры ходили споры.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.




Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября и 2017 год, 19 февраля.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

2.



По первоначальной информации расшифровка гласила 5-й Рабочий кооператив железнодорожников. Вполне логичная расшифровка для периода формирования коммунального быта и строительства по всей Москве Рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ (РЖСКТ). Однако, когда мы нашли имя и биографию архитектора, спроектировавшего это здание, мифы развеялись.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

3.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

4.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

5. 5 РКЖД.


Надпись на доме «5 РКЖД» и датировка «1932» выполнена кирпичной кладкой в традиционной манере для индустриальной архитектуры начала века. Здание оставлено неоштукатуренным, в отличии от первых двух, что также отсылает нас к промышленному стилю домостроения.


МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.


6. Здание построено в 1932 году.


С 1926 года архитектор Борис Николаевич Шатнев, после окончания МВТУ, начал свою творческую деятельность в проектировании жилых и технических сооружений для Народного комиссариата путей сообщения, а затем для Министерства путей сообщения СССР. Первое свое здание для Управления Курской железной дороги он построил в 1927-1932 годах на улице Чкалова (ныне ул. Земляной вал) на углу площади Курского вокзала. Это типичное конструктивистское здание с выделяющимися балконами и эркерами, отличающими его от ортодоксальных авангардных проектов его сверстников. Потом последовал проект еще одного крупного жилого дома, там же по соседству, уже в классическом стиле посленэповского периода, с традиционной геометрией фасада и декора.


МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

7. Надписи выполнены кирпичной кладкой.



Напротив второе жилое здание.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

8. Это здание оштукатурено.


И вот в 1930 году Борис Николаевич получает заказ для строительства поселка для проживания работников Курской железной дороги. Был спроектирован типовой проект домов, и первая пробная трехэтажка выстраивается в районе Каланчевской. Затем выделяется участок земли рядом со станцией Лихоборы Московской Окружной железной дороги для строительства четырех таких же домов. В 1931 году появляется первый близнец Каланчевского дома, трежэтажный двухподьездный. На фоне остальных своих соседей он кажется недоделанным. Остальные два дома были полноценными многоквартирными четырехэтажными.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

9.



МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

10. Многоквартирный четырехэтажный дом.


Состоят дома визуально из трех корпусов. Эта визуализация создается смещением боковых частей от центральной части корпуса примерно на 3 метра вперед. Таким образом в передней части мы видим 2 боковых ризалита. Крыша имеет интересное архитектурное решение в форме прямоугольного башенного выступа и скоса вправо и влево в зависимости от края. Эту площадь занимают чердачные помещения.


МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

11. Дом строился для проживания работников Курской железной дороги.


МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

12.


МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

13.


МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

14.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

15.

Подъезды сохранили оригинальное оформление в виде деревянных перил с декоративным оформлением в форме перекрещенных деревянных балок, а также круглое окно «иллюминатор» перед чердачным помещением (такие окна нередко использовались в архитектуре авангарда).

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

16. Подъезд одного из домов.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

17. Деревянные перила с декоративным оформлением.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

18.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.19.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

20. В передней части здания два боковых ризалита.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

21.

В настоящее время четырехэтажные дома сохранили свое первоначальное жилое назначение, а вот в первом здании сегодня находится отдел Полиции.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

22.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

23.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

24.



Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Tags: Москва, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments