vol_majya (vol_majya) wrote,
vol_majya
vol_majya

Блеск и нищета Балаклавы



Балаклава находится в юго-западной части Крыма. В административном отношении она является населенным пунктом, входящим в состав Севастополя. В действительности Балаклава отделена от Севастополя довольно внушительной территорией.
История Балаклавы начинается с появления раннетаврского поселения на берегах Балаклавской бухты в VII в. до н.э. Позднее (100 г. до н.э.) на месте будущей Балаклавы было создано первое городское поселение, а со временем построено древнеримское укрепление в районе Кадыковки. После окончательного вывода римских войск из Балаклавы началось строительство укрепленных пунктов византийцев в V-VII вв. нашей эры. В 1318 году на берегу Балаклавской бухты была создана генуэзская колония, а в 1357 году генуэзцы начали строить крепость Чембало
. После завоевания Крыма турками Чембало была превращена в турецкую крепость Балаклаву. Балаклавское морское сражение между русским и турецким флотом в 1773 году впоследствии привело к тому, что в 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Турцией и Россией, по которому Турция утрачивает свои владения в Крыму, а Крымское ханство объявляется независимым государством. В 1787 году Балаклаву посещает императрица Екатерина II. С 1854 по 1856 гг. Балаклава была оккупирована британскими войсками. На ее территории была создана главная база британской осадной армии.



Балаклава считается морским курортом и активно рекламируется в этом качестве, но счесть такое место курортом могут, наверное, только в России, Украине и в странах третьего мира. И дело не только в том, что бухта тесная и узкая, горы лысые и красивых пейзажей никаких, но и в том, что по берегам всей бухты стоят развалины зданий - или старинных, или современного недостроя, и их едва ли не больше, чем целых и жилых. И если другие города Крыма выглядят красивыми и ухоженными, то Балаклаве в этом отношении почему-то очень не повезло.
Хотя тут есть морские гроты, есть интереснейший объект "Штольня", и при известных усилиях город действительно можно было бы превратить в хороший курорт. Но пока жители промышляют в основном морскими прогулками и транспортировкой туристов на пляжи.



Тем не менее в бухте стоит очень много супердорогих яхт сильных мира сего или эстрадных "звезд":



Самая крайняя справа, еле видная черно-белая яхта - по слухам, яхта "самого" Макаревича, на самом деле очень крутая, переделанная из военного катера и полностью оборудованная для дайвинга. Так что "Крым не наш - Крым не наш", а яхту в Крыму Макаревич держит.



Серые горы, серое небо (потому что были тучи), по берегам - какие-то промышленные здания, для курорта абсолютно не подходящие:



Есть и потуги на роскошь:



А вот это - очень интересный объект, так называемая "штольня", и он делает Балаклаву интересной.
В Балаклаве открыт доступ к сверхсекретному заводу по ремонту подводных лодок. Это был единственный в мире по своим масштабам стратегический объект и самый крупный военный объект планеты из рассекреченных на планете - целый подземный комплекс для субмарин.
В документах этот подземный комплекс назывался "Объект 825 ГТС". Он был задуман еще Сталиным как сооружение противоатомной защиты первой категории. Строительство данного подземного завода для снаряжения и ремонта субмарин началось уже после смерти Сталина, в 1957 году, а завершилось в 1961-м.
Целый подземный город был сооружен в горе Таврос. Помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров. Объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн. В случае угрозы прямого ядерного удара толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек - все проживавшее в то время население Балаклавы.
Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и даже комнаты отдыха.
С военной точки зрения "Объект 825 ГТС" представлял собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения. Комбинированный водный подземный канал мог вместить 7 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.

К огромнейшему сожалению, как раз в день нашего посещения Балаклавы в "штольню" по каким-то техническим причинам не пускали, так что репортажа из нее я не сделала, и все ограничилось только морской прогулкой.



Это - вообще непонятно что:



А это - самый настоящий памятник человеческой алчности.
По проекту это должен был быть отель высотой в три этажа. Но зачем же делать всего три этажа, когда можно сделать десять и "срубить" в несколько раз больше бабла? Поэтому трехэтажное здание превратилось в десятиэтажное и вполне предсказуемо "поползло" и стало разваливаться. В его укрепление вложили бездну денег, но ни покупать там апартаменты, ни снимать их никто больше не хочет. Так и стоит оно памятником глупости и жадности:



А на его фоне еще один недострой глядит пустыми окнами:



А это старинное здание:



Развалины генуэзской крепости Чембало с оборонительной стеной:





Есть и "горные замки":



Наконец-то виден выход из бухты:











Выхоим на морской простор:







И плавно заворачиваем обратно:



Набережная Балаклавы. Интересно - мороженое продает здесь украинская фирма или просто оборудование от нее осталось?



"Обжорные" ряды:



Некоторые здания красивые и отремонтированные, но их, увы, мало:



Чайки у приморского ресторана:



И так же, как на набережных Ялты над всем царил запах шашлыка, в Балаклаве над всем царит запах жареной рыбы; ее подают здесь везде.



Это мороженое - уж точно из самой Белоруссии:



Улочки Балаклавы:





Здесь уже не так уныло, как на побережье:





Какая-то очень не хилая вилла:



Но вид-то из ее окон вот какой!



В этом здании, кажется, был один из первых крымских синематографов:



Поднимаемся к генуэзской крепости:





Увы, от нее остались одни развалины:



Каменная кладка стен:







Вид с высоты крепости на бухту. На рекламных проспектах Балаклава яркая и цветная, но в день нашего посещения на небе были тучи, так что весь город получился просто серым:



Пустующие здания вдоль берегов:





Закончу репортаж крепостью:





Старые крепостные стены:



Кладка стен вблизи:



Такой предстал передо мной древний город Балаклава. Чтобы сделать из нее настоящий курорт, требуются поистине астрономические суммы, и в ближайшем будущем они вряд ли найдутся.
Следующий репортаж будет посвящен Херсонесу Таврическому.

Источники:
https://crimea-on-line.ru/balaclava.faces
http://www.crimea-land.info/info.php?pid=17

Предыдущие "крымские" статьи:
http://vol-majya.livejournal.com/3594794.html - обзорная
http://vol-majya.livejournal.com/3622074.html - Ялта
http://vol-majya.livejournal.com/3640071.html - Воронцовский парк и дворец
http://vol-majya.livejournal.com/3645582.html - Юсуповский дворец
http://vol-majya.livejournal.com/3664495.html - замок "Ласточкино гнездо"
http://vol-majya.livejournal.com/3685283.html - парк "Парадиз" в санатории "Айвазовское"
http://vol-majya.livejournal.com/3693940.html - мысы Плака и Фиолент
http://vol-majya.livejournal.com/3715559.html - Севестополь: оборона в двух войнах и наши дни
http://vol-majya.livejournal.com/3730646.html - военные корабли Севастополя

Оформлено с помощью «Обрамлятора»


Tags: Крым, мои репортажи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment