vol_majya (vol_majya) wrote,
vol_majya
vol_majya

Categories:

Крым: Воронцовский парк и дворец



Моя третья статья о Крыме посвящена великолепному памятнику - дворцу графов Воронцовых с огромным прекрасным парком, который расположен на южном побережье Крыма, недалеко от города Алупки, у подножья горы Ай-Петри.
(Первые две статьи - http://vol-majya.livejournal.com/3594794.html - обзорный пост, http://vol-majya.livejournal.com/3622074.html - о Ялте.)

Дворец был построен в период 1828—1848 гг. как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова. Новороссийский край включал в то время огромное пространство Северного Причерноморья между рекой Прут на западе и Доном на востоке. Входил в него и Крым. Административным центром Новороссийского края с 1805 г. была Одесса. Однако М.С.Воронцов, придававший Крыму исключительно важное значение, решил именно здесь построить свой представительский дворец.

Парк Воронцовского дворца — это один из самых крупных южнобережных парков, размеры его можно представить приблизительно так: с запада на восток почти километр, с юга на север полкилометра, площадь — около 40 гектаров.

По планировочным решениям, пожалуй, можно выделить несколько парковых зон: нижний парк, отличающийся регулярной планировкой, спускающийся террасами к морю, центральную часть, непосредственно под дворцом, западно-приморскую часть и так называемый верхний парк с большим, малым хаосом и пейзажной частью. Рельеф вокруг дворца достаточно сложен. Различные части парка решены в разных стилях.

Заложен парк даже несколько раньше, чем Воронцовский дворец, в 1820 году. Автор и создатель парка — садовод Карл Кебах.




В Алупкинском парке на сравнительно небольшом участке земли можно встретить представителей флоры как горной части Крыма, так и прибрежной полосы в их естественном состоянии. Разнообразие растительности объясняется крайним ландшафтным разнообразием самой местности, простирающейся от берега до высоты около ста метров над уровнем моря, с разбросанными по поверхности отдельными скалами и камнями и нагромождениями их, а также обилием воды.


Кроме разнообразной естественной растительности, в парке с большим вкусом посажены представители всех видов субтропической и кавказской флоры, которые хорошо переносят климат Южного берега Крыма. Здесь можно встретить редкие по красоте экземпляры платана-чинары, пробкового дуба, сладкого съедобного каштана. Но доминируют все же растения средиземноморской флоры, посаженные с учетом их родной среды обитания.

Парк производит потрясающее впечатление. Он выглядит как могучий естественный лес, хотя над его ландшафтом очень тщательно работали. Чистейший воздух, огромные деревья, прекрасные виды - и над всем этим неумолкающий мощный хор цикад. Фотографии этого, увы, передать не могут.



Это дерево с округлой кроной - средиземноморская сосна. Вдалеке можно различить гору Ай-Петри.



В парке растут три вида кедров - ливанский, атласский и гималайский. К сожалению, я не могу точно указать, кто из них есть кто.



Платан, или чинара:



Один из трех видов кедров:



И другой вид:



Кипарисы:



Средиземноморская сосна:



А это - чилийская араукария, один из двух экземпляров, которые имеются в Крыму (второй растет в парке "Айвазовское"). Но чувствуют они себя в Крыму явно не очень хорошо, судя по тому, что за 170 лет, прошедших со времени ее посадки, выросла эта араукария совсем ненамного:



Секвойядендрон из Северной Америки:



Верхний парк приятен обилием воды. Три пруда, каскадом спускающихся по парку - Верхний, Зеркальный и Лебяжий. На Лебяжьем пруду действительно живут лебеди, там для них построен домик. Лебедей кормят, и они не улетают.














Спустившись чуть восточнее и ниже, попадем в небольшую лощину, на Солнечную поляну. Здесь привлекут внимание мощные экземпляры алеппской, итальянской и крымской сосен, а также кедров, пихт и кипарисов. Вековые деревья расположены исключительно живописно, к поляне примыкают дикие заросли южнобережного мелколесья.



А вывеска парка - до сих пор украинская:



Фонтаны — самая прелестная из малых архитектурных форм, разбросанных вокруг дворца и по парку.







Рядом друг с другом расположены три фонтана: Шелестящий, Звенящий и Гремящий, и их звучание действительно соответствует названиям.




Крупнейшая достопримечательность верхнего ландшафтного парка — большой и малый алупкинские хаосы. Хаос состоит из громадных блоков диабаза. Когда-то, до начала времен, произошел выброс магматической породы в толще недр, сверху она была прикрыта чехлом глин и как бы растеклась в земной толще, а снизу находился слой сланцев. Верхний чехол горных пород был с нее с течением времени смыт, и также грунтовые воды вымыли из-под нее более легко растворимый сланец. Эта громадная шляпка вулканического гриба расселась на огромное количество осколков. Вот так получился знаменитый алупкинский хаос. Непосредственно к дворцу примыкает так называемый малый хаос. Он был тщательнейшим образом вписан в планировку парка, через него проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамеечки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом.









Над небольшим гротом латиницей начертано: «СНЕМLЕН». Здесь покоится собачка Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.



Пройдя через парк, мы выходим к дворцу графов Воронцовых. При виде его сразу же возникают ассоциации с восточной архитектурой, но почему-то считается, что дворец построен в готическом тюдоровском стиле. Впрочем, если мысленно убрать "луковичные" навершия башенок, то, вполне возможно, ориентальное впечатление исчезнет:



Автором проекта дворца был придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор (1789—1879 гг.). При участии Э.Блора возводился знаменитый Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Шотландии. Всегда считалось, что Э.Блор не был в Алупке, поэтому идеальную вписанность Алупкинского дворца в окружающий пейзаж называли удачей, «озарением зодчего». Однако можно предположить, что Э.Блор все же приезжал в Крым ознакомиться с местом будущей постройки. Руководил возведением дворца английский архитектор Уильям Гунт (Хант), который внес некоторые изменения в проект.



Все же не только навершия башенок, но и верхнее обрамление стен - явная дань восточной традиции:



Вид с террасы дворца на гору Ай-Петри:



Эдвард Блор:



Входящие в комплекс дворца здания насчитывают, включая подсобные помещения, около 150 комнат. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них сделаны из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс.



Вид на море с южной террасы дворца:





Кабинет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, отделанный в японском стиле, украшен ее портретом:



Потолки из мореного дуба:



Залы украшают полотна итальянских, французских и английских живописцев. Русская живопись представлена портретами работы Левицкого, Боровиковского, пейзажами Щедрина, Орловского, братьев Черенцовых, Айвазовского.



Голубая гостиная иногда использовалась для театральных представлений:









Характерной принадлежностью парадных европейских дворцов XIX века является зимний сад:













Столовая отделана в английском готическом стиле:



Это - не камин, а фонтанчик, отделанный великолепными изразцами:





А это уже камин:



Столовую украшают четыре панно Гюбера Робера, французского художника 18 века. Убранство парадных комнат дополняет мебель из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. На русских заводах были изготовлены бронзовые канделябры, вазы, изделия из хрусталя, фарфора, малахита.





Великолепный потолок:



Бильярдная:



Фонтанчик крупным планом:



И камин:





Южный фасад дворца, обращенный к морю, выполнен в мавританском стиле и чем-то напоминает знаменитый дворец Альгамбра арабских правителей Испании в Гренаде, построенный в конце 14 века. На фризе глубокой ниши фасада шестикратно повторяется стилизованная арабская надпись, девиз гренадских халифов: «Нет победителя кроме Аллаха!». Перед фасадом дворца устроена «Львиная терраса», от которой спускается монументальная лестница с тремя парами львов белого мрамора. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы с гробницы папы Климента XII в Риме.









Великолепный вид на море:







Панорама южного фасада:





Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Источники:
http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/parki-kryma/vorontsovskiy-park.html
https://crimea-on-line.ru/voronpalace.faces

Следующая крымская статья будет посвящена Юсуповскому дворцу.


Tags: Крым, история России, мои репортажи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments