vol_majya (vol_majya) wrote,
vol_majya
vol_majya

Categories:

Уроки Анишит Йокоповны

Уже месяц прошел с того дня, как наши дети пошли в школу, и родители вовсю репостят шутку: «Сентябрь, во всех квартирах страны: уроки сделаны, сын оглох, мама охрипла, соседи всё выучили наизусть, а собака пересказала».

Сохранять чувство юмора родителям жизненно необходимо, потому что сейчас дать детям нормальное, более или менее приемлемое образование в нашей стране – задача необыкновенно трудная.  Как известно, одним из результатов «оптимизации» системы образования стало то, что теперь в России нет единой программы обучения в школе, есть только единый Федеральный государственный стандарт, который определяет общий план и конечные результаты обучения; а программ много, все они совершенно разные, и руководство каждой школы может выбирать для себя любую. Казалось бы, это просто великолепно: вокруг такое разнообразие, выбирай самую гениальную и креативную программу! Но все дело именно в том, что уровень гениальности и креативности этих программ иногда просто зашкаливает.

Ярчайший пример – учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа», который почему-то очень широко используется в регионах. Возмущенных отзывов о нем в Интернете просто море, родители вообще не понимают, как по нему можно учиться, а уж дети – тем более. И не мудрено: разработчики объясняют, что суть их программы в том, что дети должны «сами добывать знания», поэтому ее девиз – «Учусь учиться». То есть создатели программы не учат, а «учат учиться», это сейчас самый модный тренд. В итоге правил в учебниках нет, а вывести их должен сам(!) семилетний ребенок из диалогов (внимание!) Асырк, Анишит Йокоповны и летучей мыши.

Нет-нет, это не анекдот, не бред и не Кащенко, это реальная программа, которая используется в реальных школах для обучения реальных детей. На сайтеhttp://schoolguide.ru/index.php/progs/perspekt-fgos.html можно прочитать о том, что проект «Перспективная начальная школа» — это результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО (Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования), МГУ, МГПУ. «Все учебники УМК включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253)». Выпускается учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» издательством «Академкнига/Учебник». Как видим, всё очень солидно и серьезно. Дальше на сайте можно прочитать о том, какая эта программа замечательная и как она помогает всестороннему развитию личности ребенка.

Давайте же познакомимся с ней поближе.

Начнем с имен.

С летучей мышью все ясно. Но кто же такие Асырк и Анишит Йокоповна?

Прежде всего не стоит торопиться искать в цветущей россиянской многонационалии народы, которым могли бы принадлежать эти экзотические имена; всё оказывается гораздо проще. Асырк – это всего-навсего прочитанное наоборот слово «крыса», Анишит – «тишина», а Йокоп – «покой». Просто и гениально: Крыса и Тишина Покоевна! А то, что само звучание имен все же будит какие-то смутные ассоциации и как бы на что-то намекаэ – так это просто каждый все понимает в меру своей испорченности.

Выглядит «Тишина Покоевна» на рисунках как классическая волшебница в остроконечной шляпе и с волшебной палочкой, а лицом – вылитая старуха Шапокляк, так что «покоя» в ее облике как раз-таки очень немного. Кроме нее, лучшими «друзьями» детей на всем протяжении обучения являются Асырк и Торк (крот) – весьма длинномордые звери в шубах и очках, изображенные в стиле иллюстраций к книге «Вредные советы» Григория Остера. А содержание заданий УМК «Перспективная начальная школа» тоже местами весьма напоминает текст этой замечательной книги, а вообще-то при чтении программа оставляет впечатление перманентно прогрессирующей шизофрении.

Вот, например, сказка из учебника для 1 класса по литературному чтению:

«Летела швабра.

– Мама, – спросил Коля, – а разве швабры летают?

– Нет, конечно, – ответила мама. И швабра упала».

Далее вопрос: почему швабра летала и почему она упала?

По гениальной задумке авторов программы, ответ, видимо, должен быть таким: «Ах, неверие убило Сказку! Надо Верить, Верить, и только тогда наша жизнь станет постоянным чудом!»

А на самом деле большинство детей на вопрос «Почему швабра упала» отвечают: «Папа в маму запустил». А уж как дети называют между собой Анишит Йокоповну – этого в открытом доступе публиковать просто нельзя.

Вот один из отзывов родителей из Интернета о программе «Перспективная начальная школа», который как нельзя лучше ее характеризует:

«Мой сын уже второй год обучается по этой программе, и если поначалу она показалась нам интересной, то позже мы осознали, что это полный бред!!!

«Перспективная начальная школа» – это худшая программа, которая мне известна. Конкретно у меня претензии к учебнику русского языка.
Написано все сплошным текстом, непонятно, где заканчиваются и начинаются абзацы.

Тексты и стихи, большая часть – тихий ужас, написаны тяжелым языком. У нас столько замечательных авторов и поэтов, на которых выросли целые поколения. Но так как программа современная, то и авторы такие же. Некоторые стихи - полный бред!

А от персонажа Анишит Йокоповны веет откровенной бредятиной! Это вообще финиш! Если раньше нас в учебниках сопровождали Буратино, Незнайка и прочие герои сказок, то тут на страницах учебника живут Анишит Йокоповна и её помощники Торк и Асырк. Само имя Анишит приводит в ужас, дети только начинают обучаться чтению, как тут выплывает наипростейшее имя. Честно говоря, я не сразу и заметила, что Анишит Йокоповна – это тишина и покой, а торк и асырк – крот и крыса.

Учебный год проходит впустую и знания нулевые, к сожалению. Приходится сидеть с ребенком до поздней ночи и разбираться самостоятельно, чем мы собственно и занимаемся. Я понимаю, что если родитель хочет, чтобы его дитё хоть мало-мальски действительно что-нибудь понимало, надо контролировать учебный процесс дома и помогать во всем, но не преподавать же весь учебник от корки до корки самой. И если бы только я этим занималась одна, так из нашего класса штудированием занимаются почти все родители».

Вот еще отзывы:

«Изучили множество способов деления многозначных чисел, кроме простого и разумного – деления столбиком. Но дети в растерянности, они не знают, какой способ применить, чтобы решить пример или задачу».

«Всю таблицу умножения прошли буквально за две недели… Если ребенок пропустил урок математики, то догнать уже просто невозможно…»

А вот как звучат те самые диалоги Анишит Йокоповны (учебник по русскому языку для третьего класса):

«– Я хочу задать вам один непростой вопрос, –  загадочно произнесла Анишит Йокоповна. – У поэта Сергея Есенина есть такие слова: «Сыплет черемуха снегом…». – Как вы думаете, о каком времени года писал поэт?
– Какой же это трудный вопрос, – засмеялся Миша. – Кто не знает, что снег бывает только зимой?
– А вы, дети, тоже так думаете, как Миша?
(Ответы детей).
– А вот и нет, – возразила Маша. – В этом стихотворении речь идет не о зиме и не о снеге.
– А может быть, Маша права? Что же она имела в виду?
(Ответы детей).
– Умница, Маша! – похвалила девочку Анишит Йокоповна. – Одним и тем же словом « снег» можно назвать не только зимние осадки, но и летящую весной с черемухи белую массу лепестков. Ведь лепестки похожи на снег и по цвету, и по форме.
– Я понял! – сказал Миша. – Поэт сравнивает белые лепестки со снегом!
– Правильно, Мишенька! – улыбнулась Волшебница. – Поэт использовал слово «снег» не в прямом, привычном значении, а в переносном. Понятно?
– А вам, дети, понятно?
Дети. – Да. Сравниваем два предмета. Они разные, но в них есть что-то общее, они чем-то похожи. Снег белый, лепестки белые, похожие на снег.
– Давайте проверим, поняли ли вы, что такое прямое и переносное значение слова, – предложила Анишит Йокоповна».

Вот таким простым и гениальным способом детям дается понятие о прямом и переносном значении слова.

А в этом диалоге детям объясняются правила поведения:

«Маша и Миша сидели на скамейке, когда к ним подошли Асырк и Торк.
Маша читала книжку. Миша делал то, что обычно очень сердило маму и называлось «болтать ногами»: он раскачивал правую ногу, которая была перекинута через левую.
—    Доброе утро! — сказала Асырк.
—    Здравствуйте! — ответила Маша и снова уткнулась в книгу.
—    Ну, здравствуй, коли не шутишь! — важно ответил Миша, который однажды слышал эту фразу на улице. Он продолжал подбрасывать ногу вверх и вниз, вверх и вниз.
—    Доброе утро, если оно, конечно, доброе, — проворчал Торк.
—    Анишит Йокоповна уверена, что в мире не осталось вежливых детей, — озабоченно сказала Асырк. — Нужно убедить ее в обратном.
—    Ничего у нас не получится! Мы с тобой так надеялись на Машу и Мишу! А теперь! Ты только посмотри на них! — мрачно сказал Торк. — Посмотри, как они себя ведут! Видимо, Анишит Йокоповна права: в мире уже не осталось вежливых детей!
Что же так расстроило Торка? Почему, с его точки зрения, дети ведут себя невежливо? Ведь и Маша, и Миша ответили на приветствие?
—    Это всё из-за тебя, Мишка! — сказала Маша.
Как ты думаешь, что Маша имела в виду?
(Миша очень невежливо обратился к Асырк. Кроме того, он продолжал качать ногой, хотя и знал, что это невежливо, что взрослым это не нравится. Он остался сидеть, хотя взрослый, который с ним поздоровался, в это время стоял перед ним.)
—    Торк имел в виду не только Мишино поведение, — сказала Асырк, — но и твое, Маша.
Ты догадываешься, на что намекает Асырк?»

И это еще не конец диалога, дальше он «переигрывается» еще два или три раза, пока Маша и Миша не начинают вести себя правильно и не проникаются этим. И такие диалоги тянутся в учебниках бесконечно, вынуждая детей без конца читать эту унылую тягомотину.

Но не диалогами едиными живы ученики, которым «повезло» обучаться по программе «Перспективная начальная школа». Для их развлечения авторами предусмотрены и стихи, например вот такие, которые приводятся в проверочной работе по литературному чтению для 3 класса:

«У мальчика Юpы ужаснейший насмоpк. У мальчика Юpы pассеpженный вид.
Он насмоpку живо велит выметаться, а насмоpк из носа ему говоpит:
– Мне очень уютно в двухкомнатной ноpке, тут штоpки в обоpках и окна на юг.
Сейчас пpиступаю я к влажной убоpке, и сопли, возможно, pучьем потекут.
Волнуется Юpа:
– Мой нос не кваpтиpа, не дача, не вилла, не дом, не саpай.
А ну-ка, пpоваливай пpочь, носопыpа, и сопли с собою свои забиpай!
Hо насмоpк смеется:
– Hапpасно психуешь. Со мной, как с тобою, все в стенку гоpох.
В дpугой pаз pодителей слушаться будешь, не будешь по лужам ходить без сапог!»

Нет, это опять же не бред и не издевательство, это стихи, черным по белому напечатанные в учебнике. И после их чтения можно сказать только одно: «Ну очень перспективная начальная школа!»

Тут просто нельзя не поддаться искушению сделать рекламу их автору, современному продвинутому поэту Михаилу Есеновскому. Таких стихов у него бесчисленное множество, называются они «Стихи для детей» и все до одного посвящены мальчику Юре, с которым постоянно происходят какие-то неприятности. А цель поэта одна: в простой и доступной форме объяснить детям, что надо следить за своим здоровьем и соблюдать правила техники безопасности. Начинаются все эти стихи одинаково:

«У мальчика Юры сегодня ангина…»

«У мальчика Юры расстройство желудка,
не может желудок расстройства унять…»

«У мальчика Юры кровавая рана.
Он палец сегодня порезал ножом…»

«У мальчика Юры в квартире тревога –
он пуговку съел с мехового пальто…»

«У мальчика Юры на пальчике прыщик.
У прыщика очень расстроенный вид…»

Вообще-то при чтении этих шедевров почему-то так и лезут в голову «садистские стишки», которые дети рассказывают в пионерлагерях. А еще вспоминается бессмертная «Гаврилиада»:

«Баллада о гангрене».

«Страдал Гаврила от гангрены, Гаврила от гангрены слег...»

«Служил Гаврила хлебопеком, Гаврила булки выпекал,

И был Гаврила грубияном, Гаврила женам изменял».

(Вариант: «Гаврила был примерным мужем, Гаврила женам верен был».)

Видно, лавры поэта Ляписа-Трубецкого не дают покоя автору «Юриады», и он жаждет затмить этого незабвенного литературного персонажа. И, конечно, Михаил Есеновский и составители программы «Перспективная начальная школа» счастливо нашли друг друга и вместе успешно конкурируют с российским телевидением и эстрадой в деле массового обыдиочивания населения.

Все это было бы, конечно, очень смешно, если бы не было так грустно.

«Ребенок вынужден выполнять абстрактные задания по безумным стихам и страшным мрачным рисункам».

«Перспективная начальная школа» – деструктивная программа, разрушающая психическое здоровье детей», – пишут родители.

В социальных сетях даже образовались целые группы протеста. «Защитим наших детей от Анишит Йокоповны!» – скандируют мамы и папы, и их вполне можно понять. Одна из таких групп в количестве 390 человек уже добилась впечатляющего результата – их усилиями целый район Вологодской области отказался от обучения детей по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа».

  Конечно, путем титанических усилий родителям удается избавить своих детей от Анишит Йокоповны и перевести их на нормальные человеческие программы обучения, которые, к счастью, у нас в России еще есть, и этим успехам можно только порадоваться и пожелать их другим родителям. Правда, мамам и папам приходится при этом самим закупать новый комплект учебников и рабочих тетрадей стоимостью 3700 рублей.

http://rosndp.org/uroki-anishit-jokopovni.htm

Tags: Россия, мои публикации, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments