vol_majya (vol_majya) wrote,
vol_majya
vol_majya

Categories:

Ростов-на-Дону. Бывший клуб приказчиков и театр оперетты.

Оригинал взят у sosnitsky в Ростов-на-Дону. Бывший клуб приказчиков и театр оперетты.
Среди детских воспоминаний есть такие, которые предстают в виде каких-то смутных, расплывчатых образов, даже - световых пятен, ассоциаций. Одно из таких - воспоминание о старом здании ростовского театра музыкальной комедии, в котором до революции находился Клуб приказчиков. Здание, построенное  в 1899 году, было красиво и солидно и снаружи, и внутри.
Было...
В своем детстве я посетил его всего один раз. Вместе с мамой мы пришли на какую-то оперетту. Случилось это в одном из далеких 70-х годов прошлого века. То ли в 1973, то ли в 1974 - точно не помню, но в школу я еще не ходил. Билеты на спектакль маме дали со скидкой в профкоме.
Что я помню? Да практически ничего. Помню яркий свет гигантских люстр, которые ослепительно блестели, помню, как щурил глаза, чтобы свет преломлялся сквозь ресницы и получалась "радуга". Помню веселую музыку и задорное пение на сцене, вкус шоколадки в антракте, гигантские зеркала в фойе, и огромный красивый зал с лепниной. Ничего конкретного, никаких деталей - только впечатления - ярко, красиво, блестяще, вкусно, весело. Одним словом, праздник.




Бродя по улице Серафимовича с фотоаппаратом, я много раз проходил мимо этого запертого и пустынного ныне здания, обшарпанный фасад, ободранные и заклеенные остатками объявлений двери которого абсолютно не вязались с моими детскими впечатлениями.
Но Боже мой! - какое разочарование ожидало меня, какая щемящая грусть сдавила, когда мне удалось попасть внутрь, упросив сторожа разрешить сделать несколько фотографий старинных интерьеров. Я даже не хочу ничего писать по этому поводу - фотографии красноречиво свидетельствуют о судьбе здания. Замечу только одно - даже сквозь это запустение и заброшенность, разруху и следы вандализма проглядывает благородное прошлое здания, изысканность форм, узоры лестницы, убранство потолков и стен, великолепие зеркал.
Очень обидно.
















































Вот и остатки былого блеска оперетты:







Но вернемся в прошлое...
Здание было построено Обществом взаимного кредита приказчиков в 1899 году на Казанской улице (ныне - улица Серафимовича). Общество было богатым, владело движимым и недвижимым имуществом, которое сдавало в аренду,  и могло себе позволить отстроить замечательное здание клуба. Отделочные работы велись еще пару лет, и в результате  в здании разместились правление и канцелярия Общества, библиотека (более 60 000 книг) и, собственно, клуб.
Позже в здании появляются бильярд и комнаты для карточных игр, которые приносили солидный доход: в 1911 году "эксплоатация игральных карт" принесла Обществу 22 000 рублей, "эксплоатация биллиардов" - 4 500 рублей, авсего Общество заработало 87 200 рублей.
По данным, содержащимся в ежегодном отчете Общества за 1911 год, в нем насчитывалось 1 459 членов.
Очень популярны были музыкальные вечера и концерты, которые устраивались в здании клуба. Постоянные аншлаги заставляют правление задуматься о пристройке концертного зала. что и было осуществлено к 1910 году - появился новый двухсветный зал на 800 мест. В здании кипела бурная артистическая довоенная жизнь - балы, маскарады, музыкальные вечера, гастроли известных артистов...
После революции в здании клуба последовательно размещались клуб Табачников, профсоюзная школа, Театр Красной Армии.
Одним из самых ярких моментов истории задния был, конечно же, творческий вечер Владимира Маяковского в ноябре 1927 года. Об этом событии, как и о других визитах В.В. Маяковского в Ростов-на-Дону, существует много воспоминаний. Но самое яркое - воспоминания поэта Анатолия Софронова. опубликованные в 1977 году. Процитирую, ибо очень интересно:
"Помню, осенью 1927 года Маяковский приехал в Ростов-на-Дону. В ту пору я еще учился в седьмом классе, но стихи Маяковского знал, любил и читал на школьных вечерах. Мне посчастливилось, я купил билет на вечер Маяковского. Поэт выступал в Доме Красной Армии. Я сидел совсем близко. Помню, как Маяковский вышел на сцену, снял пиджак, повесил его на стул. Сказал:
- Извините! Я буду работать. Так мне удобней.
Отошел от столика с книжкой стихов в руке к рампе и остановился, внимательно оглядывая зал. Стоял высокий, красивый, в полосатом джемпере. Потом начал читать поэму "Хорошо!". Чтение поэмы часто прерывалось аплодисментами. Закончив чтение, Маяковский сказал:
- А теперь я буду отвечать на записки.
Отвечая, он разговаривал словно бы с каждым сидящим в зале. Одна записка была оскорбительной. Он зачитал ее и спросил:
- Кто писал? Может, у этого человека найдется мужество выйти на сцену и объяснить более подробно, что он хотел сказать?
И тогда на сцену выскочил из зала маленький человечек в очках.
- Я... я писал.
- Пожалуйста, я готово объясниться.
Человечек сбивчиво затараторил:
- Вы... вы, Маяковский... вы не поэт... Ваши стихи умрут раньше вас. Это не стихи. Вас забудут. Вы...
Маяковский молча смотрел на человечка, смотрел спокойно, словно со второго этажа на мусорный ящик, потом спросил:
- Все?
- Все... все... - сказал, задыхаясь, человечек. - Ваши стихи никто не понимает, - и направился в зал.
- Стойте! - повелительно сказал Маяковский. - Стойте!
Человечек остановился. Маяковский грозно зарокотал:
- Я не знаю, когда умрут мои стихи... Но знаю другое: вы не умрете... Вас при жизни обольют металлом, и вы будете сами себе памятником. Памятником наглости и пошлости... Над вами будут летать, каркая, вороны и делать то, что делают иногда в полете птицы... И все это будет валиться на вашу голову, на всю вашу фигуру!
Зал разразился хохотом и овациями. Человечек сбежал со сцены и, провожаемый смехом, понесся к выходу... За ним следом поднялась девушка. Маяковский обождал, пока девушка вышла из зала.
- Здесь этот человек сказал, что мои стихи никто не понимает.
- Понимают! Пониают! - послышались возгласы. - Отлично понимают!
- Давайте проголосуем, - сказал Маяковский. - Кто понимает стихи Маяковского, поднимите руки.
В зале поднялись сотни рук.
- Так... Теперь - кто не понимает? В зале поднялось несколько рук.
Маяковский начал считать. "Непонимающих" оказалось пять-шесть.
- Маловато, - серьезно проговорил Маяковский. - Ну, ничего, со временем и вы поймете.
В это время открылась дверь, и в зал вернулась спутница человечка в очках.
Маяковский зааплодировал и сказал:
- Правильно сделали, что вернулись.
- У меня был один номерок на вешалку с тем товарищем... Один номерок...
- Надо выбирать достойных товарищей, когда идешь на литературный вечер, - уже добродушно проговорил Маяковский. - А теперь, поскольку мы выяснили, что большинство собравшихся понимает стихи Маяковского, давайте слушать стихи.
Маяковский продолжал чтение..."

Так прошел вечер 23 ноября 1927 года в этом самом здании.

Этими печальными фотографиями и риторическим вопросом о дальнейшей судьбе дома можно было бы и закончить историю, но в данном случае окончание будет более оптимистическим...
Пару недель назад, проезжая по улице Серафимовича, я заметил, что дверь открыта, а на крыльце курят два мужчины. Остановившись и прихватив фотоаппарат, я устремился на крыльцо, надеясь вновь попасть внутрь бывшего клуба и сделать еще несколько фотографий. Они не только разрешили мне войти, но провели своеобразную экскурсию по зданию.
Познакомившись с этими мужчинами, я сразу уловил московский говор и спросил, кто они.
А они оказались реставраторами, которых пригласили в Ростов специально, чтобы оценить объем работ, возможность и перспективы полной реставрации исторического здания. На мой вопрос: "Ну, и как?.." один ответил: "И не такое в "игрушку" превращали... Но попотеть придется..."
"А где раньше "потели"? - уточнил я.
"Например, в Питере, в Храме Спаса-на-Крови".

Есть надежда у бывшего Клуба Приказчиков. Есть...
Tags: Россия, дома-призраки, история России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments