Previous Entry Share Next Entry
Красота домонгольской Руси
vol_majya


Владимир — жемчужина Золотого кольца России, здесь находится более двухсот памятников культуры и истории, часть которых внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
При словах «город Владимир» сразу же возникает образ чего-то неимоверно древнего, полного памятников прошлого, былого величия и славы, и это именно так.
Этот город действительно является одним из старейших в России, возникшим даже раньше Москвы. По одной версии он был заложен в 1108 г. Владимиром Мономахом, а по другой — в 990 г. Владимир Святославич (креститель Руси) построил крепость на Клязьме, которая и стала начальной точкой. В середине ХІІ века Владимир становится столицей Ростово-Суздальского княжества, с земель которого и начнется формирование современного государства Россия.
Сейчас количество жителей в городе - 350 000 человек, есть современная промышленность и большое количество "спальной" застройки, которую я по понятным причинам не снимала.
Но главное, чем хорош и знаменит Владимир - это тем, что в нем сохранилось пять уникальных архитектурных памятников домонгольской Руси - Руси, которую мы безвозвратно потеряли.

На фото выше - центральная площадь и первый из этих памятников - Успенский собор с колокольней XIX века.



Современный памятник Андрею Рублеву, который жил и творил здесь:



Стела с тремя основными архетипами Владимира: воин...



летописец...



и... инженер!



Город в значительной степени живет туризмом - на центральной площади множество туристических автобусов:



Бывшее здание Дворянского собрания:



Вечное "Я люблю..." (нужное вписать):



Второй памятник домонгольской Руси - Золотые ворота, рядом - остатки городских валов.
Сохранились и прослеживаются на местности многие фрагменты древних владимирских валов. Так, на территории западной части домонгольского Владимира к югу от Золотых ворот находится Козлов вал, далее на юго-восток вдоль границы Патриаршего сада спускается вниз к Клязьме Галейский вал, доходящий до Николо-Галейской улицы. К северу от Золотых ворот вдоль Никитской улицы до улицы Передний Боровок проходит Театральный вал. Над северным склоном плато над улицами Передний и Задний Боровок прослеживается Боровой вал. На территории средней части домонгольского города с западной стороны хорошо заметен Троицкий вал, проходящий вдоль Комсомольской улицы до её пересечения с улицей Воровского. Вдоль северной кромки плато можно проследить плохо сохранившийся Лыбедский вал, восточная часть которого называется Поганым валом. С восточной стороны плато вдоль ведущего на юг участка улицы Воровского уцелел значительный фрагмент Ивановского вала.



Троицкая церковь - старообрядческий храм, построенный в начале XX века на средства местных старорверов. Это последняя культовая постройка в дореволюционном Владимире. С 1970-х годов в помещении храма находится экспозиция декоративно-прикладного искусства Владимирского края, куда нашу группу, увы, не водили. Храм известен среди горожан как «Красная церковь» и «музей хрусталя».



Золотые Ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, построенный в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей, ворота имели и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. В 1992 году включены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь на вершине ворот и боковые башни пристроены в XVIII веке.
Сейчас Золотые Ворота оказались буквально на проезжей части, что сильно ослабляет впечатление от них:



Крупнейшей постройкой древнего Владимира является Успенский собор, возведенный в 1158-1160 гг. Он несколько раз перестраивался и становился все более обширным и величественным. В 1408 г. Андрей Рублев украсил фресками стены собора. Вместе с фрагментами росписи ХІІ века это обеспечило собору имя музея монументальной живописи средневековой России. По образцу этого собора строился Успенский собор Московского кремля.



Недалеко от Успенского находится белокаменный Дмитриевский собор - придворный собор, построенный Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского в конце XII века, и это - третий владимирский памятник домонгольской Руси.
Собор знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году он включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Этот собор - единственный в России, где сохранилась такая белокаменная резьба, покрывающая буквально все стены храма. Единственный похожий храм - это Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, но он гораздо более массивен и приземлен. Дмитриевский же собор, помимо того что весь покрыт белокаменным кружевом, еще и необыкновенно строен и изящен:





Аркатурно-колончатый пояс под окнами - характерная черта зодчества Владимиро-Суздальской Руси:



Внизу колонок - фантастические звери - грифоны, кентавры, птицы-сирины. Под закруглениями арок - апостолы:



А входной портал производит впечатление резьбы по кости. И все это сделано резцом и молотком!



Весь верхний ярус покрывает каменное кружево:



Здесь и растения, и львы, и кентавры:





Колонны покоятся не на простых основаниях, а на подобии неких лап с когтями:



Вообще в архитектуре собора очень сильны светские и языческие мотивы. Это - явный признак двоеверия, которое долгое время существовало на Руси и сохранилось в народе буквально до середины ХХ века, а в остаточных формах дожило и до наших дней.



Нигде больше в России не сохранилось такого потрясающе изящного и утонченного памятника домонгольской архитектуры, как этот собор (и храм Покрова на Нерли, о котором речь пойдет дальше). Он заставляет только вздыхать о том, какой была бы сейчас наша страна, не будь этой более чем трехсотлетней  "временной зависимости" от наших "евразийских друзей", которые и "подарили" нам государственность, и превратили Россию в "великую евразийскую державу" вместо "задворков Европы". Поглядите на эти "задворки", и вы тут же убедитесь в великой пользе "союза" Руси с Ордой! А сколько еще таких памятников было утрачено благодаря этому "союзу", а сколько книг и произведений искусства мы потеряли! Домонгольская Русь разговаривала с Европой на равных, а в "задворки" превратилась именно после начала этого "союза" и "сотрудничества", разрушенная и выжженная варварами.



После вздохов об утраченном и грустном направляемся к главному храму Владимира - Успенскому собору (1157-1160).
Успенский собор — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Первоначальный храм построен Андреем Боголюбским, перестроен Всеволодом Большое Гнездо после пожара 1185 года. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение князья Владимирские и Московские. Послужил образцом для ряда более поздних соборов, в том числе московского Успенского собора Аристотеля Фиораванти.





Этот собор гораздо строже Дмитриевского. Здесь мы тоже видим аркатурно-колончатый пояс, но резьбы на стенах уже нет, есть только каменные лики по бокам окон:







Внутри собора фотографировать не разрешается, но мне удалось снять фрески XIV века, написанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным с бригадой живописцев:



Иконостас и центр собора оформлены в XVIII веке в стиле барокко:



Вот такой "лёвик" очень часто встречается во владимирской белокаменной резьбе:




Колокольня - Георгиевский придел Успенского собора (1862 г.):





Далее мы направляемся к Свято-Боголюбскому женскому монастырю, на территории которого находятся палаты Андрея Боголюбского - единственный сохранившийся памятник гражданской архитектуры домонгольской Руси и четвертый владимирский памятник домонгольской архитектуры:



Палаты находились в Боголюбове, загородной резиденции князя. От них сейчас уцелели только башня и переход (на фото они слева), на основании которых в XVIII веке был построен Собор Рождества Богородицы. На снимке сразу видна разница между архитектурой XVIII и XII веков:



На башне и переходе мы видим все тот же аркатурно-колончатый пояс:



Древняя белокаменная кладка:



Очень узкое древнее окошко:





Бюст Андрея Боголюбского, реконструированный известным советским антропологом Герасимовым. Князь был сыном Юрия Долгорукого и половецкой княжны, что ярко проявляется в его внешности:



В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, но стиль правления бкнязя был резко авторитарным, что очень не нравилось его окружению. Это и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года в возрасте 63 лет был убит своими боярами.
Заговорщики (бояре Кучковичи, которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Андрей Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли. Князь очнулся, спустился из своей спальни по лестнице и попытался скрыться за лестничным столбом. Его отыскали по кровавому следу. Убийцы кинулись на него. Андрей в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени.
В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства.
Князь был канонизирован Русской православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.



Копия изображения Андрея Боголюбского XII века:



Раскоп в палатах, который показывает первоначальный уровень пола, бывший метра на два ниже нынешнего. Кстати, внизу колонн - те же "лапы" с когтями:





Фрагмент колонны с остатками каких-то барельефов:





В самом соборе все очень просто, это скорее музей, чем храм:





Прощальный взгляд на палаты Андрея Боголюбского:



Сам Свято-Боголюбский женский монастырь, на территории которого находятся палаты:



И наконец мы направляемся к самому знаменитому памятнику домонгольской Руси - храму Покрова на Нерли (1165 год), пятому из сохранившихся во Владимире:



Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.
Представляете - если бы хватило средств, мы бы никогда не увидели этого шедевра!



К храму проложена вымощенная плиткой дорожка, по которой постоянно идут туристы:



Других туристов катают на лошади в тележке:



К храму буквально не зарастает народная тропа. Церковь стоит буквально в чистом поле, кругом нет ни единого здания:



Так и стоит она совершенно одна, среди пустых пространств, продуваемая всеми ветрами, маленькая, изящная и трогательно хрупкая в своей беззащитности:



Самый "знаковый" вид у меня получился:



Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.



А сейчас церковь стоит просто над какой-то узкой протокой, буквально канавкой, но красоты ей это не убавляет:



Церковь по своей форме очень напоминает Дмитриевский собор во Владимире. На стенах - все тот же аркатурно-колончатый пояс и даже каменная резьба, правда, не такая богатая, как в Дмитриевском соборе:



Львы и лики на стенах:









Внутри храма все очень просто:





И этого памятника мы бы никогда не знали, найдись у игумена XVIII века средства на его разборку!



Прощальный взгляд на это маленькое изящное чудо, на крохотный осколочек того государства, которое мы навсегда потеряли - осколок того хрупкого, утонченного, благородного, древнего, безвозвратно утраченного, что лишь чудом, местами сохранилось среди восторжествовавшего "евразийства" и лишь намеком напоминает нам о целом море потерянных и так и не сбывшихся в Истории возможностей.



Источники:
http://nesiditsa.ru/city/vladimir
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9#Смерть_и_канонизация
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8

Оформлено с помощью «Обрамлятора»



?

Log in

No account? Create an account