Previous Entry Share Next Entry
Бийск. Часть 1: Старый город
vol_majya
Оригинал взят у varandej в Бийск. Часть 1: Старый город


Бийск - достаточно крупный (220 тыс. жителей) город в 160 километрах от Барнаула. Это ворота на Горный Алтай: в 18 веке - для казаков, в 19 - для купцов и миссионеров, а в наше время - для туристов и дальнобойщиков: поезд отсюда ходит аж до Москвы, а Чуйский тракт, начинающийся в Новосибирске, за Алтаем уходит в Китай и далее в Пакистан, к порту Карачи. Тракт делит Бийск пополам: к востоку - исторический центр, некогда едва ли не богатейшая в Западной Сибири "купеческая республика", ныне больше похожая на гетто; к западу - огромный многоэтажный город, научный и промышленный центр Алтайского края. Старому и новому, или Западному и Восточному районам Бийска будут посвящены две части моего рассказа.

Бийск вполне мог называться Бикатунск - у слияния этих двух рек, то есть в истоке Оби, в 1708 году по указу Петра I был основан одноимённый острог, два года спустя сожжённый джунгарами и перенесенный на 20 километров вверх по течению более крупной и северной Бии. В 1756 году за джунгаров взялись уже китайцы, решившие вырезать их до последнего вместе с вассалами. К таковым относились и алтайцы, поспешившие принять русское подданство, после чего роль крепости плавно стала отходить на второй план. В 1782 году Бийск стал городом (хотя и терял этот статус в 1797-1804 и 1822-27 годах), а в 1846 - перестал быть крепостью. Чуть раньше, в 1830-м, здесь обосновалась Алтайская духовная миссия - теперь крестом в Алтайских горах можно было сделать больше, чем пушками. Упразднение крепости дало свободнее вздохнуть купцам, и вскоре Бийск стал одним из богатейших торговых городов, банковским центром Сибири. Почему - я честно говоря не понял, вроде положение Бийска не более выгодное, чем у десятка других "купеческих республик".


(из Барнаульского музея)

Старый город от Нового отделяет Коммунальный переулок - на самом деле здоровенный проспект, переходящий в одноимённый мост через Бию и являющийся частью Чуйского тракта. Если Вы без лишнего груза - это удобно: транзитные автобусы привозят прямо в центр, мне же надо было сначала заехать на автовокзал в камеру хранения. Восточнее Коммунального - четыре главных улицы Старого города: Ленина, Толстого, Советская (вид на неё - в заглавном кадре) и Красногвардейская; номера домов у края старого города доходят до 160-х, и при движении на восток ещё и убывают. И в целом, скажу сразу: Старый Бийск меня скорее разочаровал - я ожидал увидеть что-то вроде уральских Ирбита и Троицка (часть 1, часть 2), но Бийск проигрывает им и качеством архитектуры, и цельностью, зато не уступает запущенностью.



Маршрутка привезла меня на улицу Толстого - одну из самых верхних в Старом городе, и впереди уже маячила белая громада пассажа Фирсова. На переднем плане - два здания городской библиотеки, одно из которых с иголочки, а другое в кошмарном виде и к тому же придавлено новостройкой в столь характерном для Алтайского края "неокупеческом" стиле:



За переулочком, перспектива которого позволяет оценить эклектичность Бийска, находятся едва ли не самые внушительные здания Старого города - пассажи Фирсова и Второва (1907):



Сам факт наличия двух пассажей в уездном городе говорит о многом - сто лет назад и среди губернских городов подобным могла похвастаться только Казань. Но всё было очень просто: Андрей Фирсов был богатейшим купцом Бийска, меценатом и большим патриотом родного города, а Александр Второв - богатейшим купцом всей Сибири, разумеется мечтавшим о включении в свою империю этой "купеческой республики". Сибиряки привыкли всё делать с размахом, и строительство пассажей в Бийске стало для двух купчин чем-то вроде поединка.



В дальнейшем, разумеется, победили Второвы - Николай Александрович к революции успел стать богатейшим человеком России и построить Деловой двор на Китай-городе - первый в стране бизнес-центр. Но в Бийске пассаж Фирсова всё-таки смотрится внушительнее - и больше, и монументальнее, и на мой взгляд просто красивее. Особенно если учесть, что раньше, до пожара в декабре-2007, пассаж Фирсова был ещё красивее (по ссылке он указан как пассаж Второва - кто-то тут явно ошибается).



Пассаж Второва поменьше и полегче, и смотрит входом в прямо противоположную сторону. В его гостинице в 1926 году останавливался Николай Рерих с женой и сыном во время своей великой азиатской экспедиции по дороге в Улан-Батор. Гостиница "Бия" находится здесь и поныне.



У Второвского пассажа особенно хороши металлические детали - ограда крыши, шпиль над куполом и конечно же фонарь над входом, за который его так и называют иногда - Дом-с-Фонарём:



Вообще же, Бийск - город эклектики, это касается и господствующего архитектурного стиля, и того, что можно очень условно назвать здесь ансамблем. Каменное вперемешку с деревянным, старое - с новым, целое - с разрушенным:



Вдобавок, Бийск - не малый город, по населению он превосходит иные областные центры (например, Псков), и как и Барнаул - довольно суматошный и базарный. Типичный пейзаж на улицах Старого города, где в одном квартале вполне могут быть несколько жилых домов, больница, фабрика, пять маггазинов разного профиля и офис:



От Второвского пассажа я поднялся на улицу Ленина, к дому купца Ассанова (1912) - одному из лучших в Бийске образцу модерна по соседству с явно старинной фабрикой:



Ныне дом занят краеведческим музеем, а точнее его отделом истории. Ещё есть отдел природы - он запечатлён в заглавном кадре на переднем плане. В музей я не пошёл по причине отсутствия времени. На заднем дворе дома - очень красивая беседка:



И изящная модерновая ограда, глядящая аккурат на фабричные задворки:



Дальше я увидел трамвайные рельсы, за линией которых начинается Деревянный Бийск у подножья горы, увенчанной кладбищем (к слову, в Барнауле раньше было так же - ведь Нагорный парк на месте кладбища и устроен):



Дальняя часть улицы Ленина оказалась чисто трамвайной:



Причём трамваи тут курсируют весьма интенсивно:



Вообще, здесь видны сразу две сибирские особенности. Первое - уважение к трамваю: хотя этот транспорт в сибирские города пришёл в основном лишь после войны  (в Бийск - в 1960-м), почти везде он активно работает, и ещё ни одну трамвайную сеть в Сибири не уничтожили полностью. А второе - то, что самый мрачный и депрессивный район в городе именно исторический центр:







Улицы без признаков асфальта, мусор и беспорядочная растительность, в дождливое время наверное ещё и грязь по колено,  кривые покосившиеся дома (но при этом не одного сгоревшего!), косые взгляды людей в "абибасе" - не устаю поражаться тому, что в Сибири именно исторические центры обычно становятся трущобами. Вообще-то Бийск в новых районах достаточно чистый и цивилизованный город - но здесь догадаться об этом сложно:



Из трущоб, видя, что деревянные особняки потихоньку замещаются частным сектором, я вышел обратно на улицу Толстого, в перспективе которой маячил Второвский пассаж:



Дворец в трущобах:



Один из лучших в городе дервянный дом:





Ещё очень характерный дом - не столько наличники, сколько вот такая вот обшивка, в Бийске встречающаяся повсеместно:



Там, где улица Толстого подходит к берегу Бии - сквер и реконструкция кладбища на месте снесенного в 1934 году Троицкого собора:



Собор, построенный в 1872-77 годах, был очень неплохим образцом конечно же эклектики:



Дойдя до Второвского пассажа, я спустился чуть ниже и вышел на Советскую - главную улицу Старого Бийска:



Архитектура зданий на Советской и их первоначальное назначение очень характеризует дореволюционный купеческий Бийск. В самом начале улицы - Сибирский торговый банк (1891) весьма респектабельного, совсем не уездного вида:



С колоритной подворотней:



Дом Гилёва - старейший из сохранившихся купеческих особняков (1860) Бийска, но уже в узнаваемом эклектическом стиле. В 1878 году здесь останавливался ученый-путешественник Григорий Потанин:



Напротив - Бийский педагогический университет имени Шукшина в здании бывшего Реального училища, причём кирпичный дом на переднем плане занимает не абы что, а Естественно-географический факультет:



А там и до Успенского собора (1898-1908) рукой подать - после утраты Троицкого храма он безраздельно господствует в панораме Старого города:



У подножья - великолепный деревянный дом:



Да и вообще соборная территория оформлена очень изящно, без всякой фальшивой богатости. Люди тоже мне показались приветливыми - так, в церковной лавке я прямо сказал, что пишу путеводитель и ищу старинные храмы, и мне к ним подробно объяснили дорогу, без всяких нотаций про "храм - не музей".



В соседнем сквере - пушки Бийской крепости:



Вообще, тут очень много красивых зданий и деталей:



Но всё-таки Старому Бийску не хватает цельности и того, что называют "обаянием малого города". Суматоха в сочетании с запущенностью отталкивает, и даже цельные куски старой застройки настолько эклектичны, что глаз на них совсем не отдыхает:



Слева - Общественное собрание (1882) с замысловатыми ложными колоннами, кирпичная эклектика в квадрате. А впереди уже видны здания на Коммунальном проспекте, запечатлённые на заглавном кадре:



В сквере у памятника Победы, за которым квартал обувной фабрики, можно спуститься на параллельную улицу Красногвардейскую - первую от реки:



Чтобы посмотреть вот на это довольно невзрачное здание - это бывшая гауптвахта, старейшая сохранившаяся постройка в городе (1791), относившаяся ещё к Бийской крепости:



А это - в квартале с другой стороны, деревянный особняк на улице Толстого:



Возвращаеся на Советскую. Это не Гостиный двор, а дом купца Мезенцева... впрочем, многие купеческие особняки имели магазины на первом этаже, так что весьма вероятно, что хозяин и пытался построить жилой гостиный двор:



Напротив - Народный дом, а ныне городской драмтеар, построенный в 1914-24 годах:



Впереди граница Старого города:



И в целом, как уже говорилось в начале - меня Старый Бийск откровенно разочаровал. Я ожидал большего, был уверен, что он спокойно заткнёт за пояс уже упомянутые Ирбит и Троицк - но как ни странно, уральские купцы оказались суровее сибирских. К тому же, Старый Бийск имеет все недостатки Старого Барнаула - грязь, суматошность, обшарпанность - только ещё хуже. Сказалось и то, что я ехал сюда уже после Горного Алтая, насытившись впечатлениями, и гулял здесь во многом "для галочки". В общем, думаю, я буду ещё долго получать от возмущённых бийчан комментарии в духе "Эй, Варандей, ты ж бред написал! Приехал и нифига не понял! Такое ощущение, что специально пытался наш город очернить, выбирая самые отвратительныые ракурсы. Экскурсовода твоего порешить мало. И ещё у нас НЕТ улицы такой-то, а есть ПРОСПЕКТ такой-то. И фотки у тебя галимые, если чо". Ну да ладно - это моё субъективное мнение, и не более того.

Но как ни странно, впечатление о Бийске мне существенно поправил Новый город, который в следующей части и осмотрим.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай.
Барнаул. Столица Рудного Алтая.
Барнаул. Проспект Ленина.
Барнаул. Старый город.
Алтайский край. Пейзажи и история.
Змеиногорск. Край забытых рудников.
Саввушка. Скалы Колыванского озера.
Колывань. Город камнерезов.
Дорога на Горный Алтай.
Бийск. По центру.
Бийск. Разное.
Горно-Алтайск.
Дорогами Алтая. Пейзажи, селения, люди.
Чемал.

?

Log in

No account? Create an account