Previous Entry Share Next Entry
Небанальный Ярославль. Соборная мечеть
vol_majya

Когда пришло время собирать камни, правоверный Ваха привез их в столицу Золотого кольца целый двадцатитонный самосвал. Он собрал все это под Эльбрусом для украшения пруда и сооружения каскадов во дворе соборной мечети. Чешуйчатую медь на кровли заказали во Франции, а восемь полумесяцев вручную вызолотили московские ювелиры.



Рукотворный оазис во дворе соборной мечети. Ярославль, ул. Победы, дом 20. Источник фото: islamrf.ru

Мусульманский оазис с медресе, «арабской галереей» и халяльным магазинчиком расцвел посреди многоэтажной жилой застройки – пышнее, чем век назад, когда в городе только появилась мечеть. Уточки и лотосы в пруду здесь пластиковые, а вот копченая баранина, колбаса из конины и медовый чак-чак самые настоящие. Как и дуб, который пошел на резные двери, мрамор и гранит во внешней отделке зданий. Спонсировал реконструкцию, как гласит табличка у ворот, Фонд Кадырова, но и областной бюджет пожертвовал не один миллион.



Табличка, увековечившая вклад Кадырова. Источник фото: islamcenter.ru

Сейчас ярославская умма включает и чеченцев, и дагестанцев, но образована община была татарами, приехавшими сюда еще во времена Ивана Грозного. С Петра Великого власти взялись за христианизацию иноверцев – душили налогами, и к концу XVIII столетия кнутом да пряником ассимилировали почти всех. По крайней мере, официально. Неофициально татары продолжали обрезывать мальчиков и давать детям восточные имена, несмотря на поповские доносы. После манифеста 1905 года, когда в России вынужденно была объявлена религиозная свобода, количество ярославских мусульман внезапно подскочило в 20 раз. Но и тогда все было не так просто.

Местный архиепископ Тихон, будущий патриарх, считал недопустимым появление в старинном русском городе не только мечети, но и муллы. Владыка жаловался в губернское правление, а пастве за помощь «бусурманам» в строительстве пригрозил отлучением от церкви, так что артели одна за другой отказывались от выгодного подряда. К визиту государя императора в Ярославль Тихон поставил ультиматум: «или я, или они». Магометане, уже избитые черносотенцами, убоялись скандала, и на торжества не явились. Но мечеть все-таки построили.



Желающих помолиться много. Источник фото: yarnews.net

В 1913 году мусульмане и представить себе не могли, что всего через 17 лет мулла снимет с себя сан, а в газете «Северный рабочий» напечатают следующее объявление:

«Мы, мусульмане верующей общины гор. Ярославля, в количестве 40 человек, отказываемся от религиозного исповедания и здание мечети со всем инвентарем предлагаем использовать под клуб».

Ну а архиепископ Тихон не мог представить, что через сто лет и чиновники, и священник Ярославской епархии будут вместе с мусульманами мирно праздновать реконструкцию мечети.



Вид на ярославскую мечеть сверху. Источник фото: islamcenter.ru

Это место – школа толерантности для ярославцев. Организации, подобные дореволюционным черносотенцам, запрещены теперь как экстремистские, но во избежание возможных эксцессов область выделила мечети 250 тысяч рублей на камеры видеонаблюдения. Мусульмане уже мечтают о светлом будущем, и предлагают переименовать улицу Чайковского, близ которой друг за другом выстроились мечеть, лютеранская кирха, синагога и православный храм, в улицу Согласия.

https://roman-i-darija.livejournal.com/132920.html?utm_source=embed_post


?

Log in

No account? Create an account