Previous Entry Share Next Entry
Подземные тайны восточной Германии. Часть 11: Объект 5020
vol_majya
Оригинал взят у technolirik в Подземные тайны восточной Германии. Часть 11: Объект 5020
Два года назад я рассказывал вам о подземном "комплексе 5000", построенном для ГДР-овской верхушки на случай масштабных боевых действий с применением ядерного оружия. В списке объектов, относящихся к комплексу, я упоминал вертолетную площадку с диспетчерской вышкой и бункерным гаражом для техники. Этот объект, имеющий код 5020, мы тогда не включили в свой маршрут, так как все сооружения инфраструктуры, включая диспетчерскую вышку, были к тому моменту полностью снесены и я посчитал, что смотреть тут нечего. Я не знал, что объект, помимо вышеперечисленного, располагал двумя одинаковыми и довольно крупными бункерами, которые неплохо сохранились. Когда выяснилось, что вертолетная площадка была оборудована подземными убежищами, мы с напарником решили включить это место в список очередной поездки выходного дня по окрестностям Берлина. Под катом подробный отчет о еще одном объекте "подземного города 5000".




01. В октябре темнеет рано и когда мы добрались до объекта, который был не единственным в списке целей этого дня, уже было темно, хотя на часах всего лишь восемь вечера. Оставляю автомобиль в ночном лесу и дальше мы, следуя показаниям навигатора, добираемся до цели пешком.



02. Вскоре деревья расступаются и показывается цель, которая при первом взгляде напоминает гаражный бункер на три машины.



03. В прошлом над гаражом стояло здание, которое к моменту нашего визита было полностью снесено. Этот и следующий снимок датированы 2007 годом.


фото: ureimer

04. Восемь лет назад в 2009 году были снесены все наружные постройки объекта, так что теперь территория площадью 72 гектара представляет собой лес с грунтовками и рядом подземных сооружений, скрытых растительностью. Так выглядела в прошлом диспетчерская вышка вертолетной площадки. Под ней тоже было небольшое бункерное сооружение. Этот и прошлый снимок я взял с сервиса Panoramio, который к сожалению в следующем месяце закрывают. Сколько объектов я локализовал благодаря этому прекрасному сервису! Жаль, что его дни уже сочтены, теперь находить объекты станет намного сложнее.


фото: ureimer

05. Ворота в бункер придавлены слоем грунта и засыпаны практически под потолок.



06. Забираемся на крышу в поисках возможности проникнуть внутрь.



07. Кафельный пол - все, что напоминает о том, что над гаражным бункером когда-то было здание.



08. Теперь "крыша" бункера выглядит так.



09. Чуть в стороне обнаруживаем конструкцию из бетонных плит с дыркой в полу.



10. Раньше это был аварийный выход из бункера. Защитники природы оставили его открытым, чтобы в бункере могли поселиться летучие мыши. Одну из них мы даже встретили внутри.



11. Странно, что даже лестницы не спилили. Редко в какой бункер доступ оказывался настолько легким, как сегодня.



12. Помещение с аварийным люком, через которое мы проникли внутрь, отделено от бункера герметичным шлюзом, состоящим из нескольких гермодверей. Бункер обладал степенью защиты, обеспечивавшей его полную герметизацию и изоляцию от поражающих факторов радиоактивного и химического оружия.



13. В первом помещении, в которое мы попадаем из тамбура гермошлюза находится фильтро-вентиляционная установка. Она расположена отдельно от жилой части бункера и отделена от нее парочкой гермодверей.



14. Сохранность оборудования тут ниже привычной. Обычно фву в бункерах являются наиболее хорошо сохранившимися по части оборудования, те же фильтры никому, как правило, не нужны, так как не представляют интереса даже для черметчиков. Но тут установка изрядно разукомплектована.



15. Помимо фву из тамбура гермошлюза осуществляется доступ также в дизель-генераторную (дверь справа на снимке). Прямо главный вход в бункер.



16. За последней бронедверью расположена лестница, ведущая наверх в здание, которого уже нет.



17. Поднимемся по лестнице и посмотрим, как был устроен спуск в бункер.



18. Лестница у выхода на поверхность Т-образно раздваивается и расходится в две стороны, выводя в различные комнаты надземного сооружения.



19. После того, как здание над бункером снесли, обе лестницы привалили сверху бетонными плитами.



20. Вторая лестница за стенкой тоже завалена строительным мусором и закупорена бетонной плитой.



21. Спустившись по лестнице с главного входа, ГДР-овские функционеры попадали через гермошлюз внутрь бункера.



Перед тем, как продолжить осмотр бункера, пару слов о самом объекте 17/5020. Как я уже упоминал, объект представлял собой вертолетную площадку с диспетчерской вышкой и бункерным подвалом, два гаража для техники, здание водокачки, два барака с крупными бункерами под ними (обзору которых и посвящен этот пост), четыре бункера для охраны типа FB-3, а также один бункер FB-75 для автомобильной техники. Всего тут насчитывалось пять посадочных мест для вертолетов а также небольшая взлетно-посадочная полоса для небольших самолетов. Официально объект назывался "Курьерский, диспетчерский и контрольный пункт комплекса 5000 " (Die Kurier-, Melde- und Verteilerzentrale für den Komplex 5000), но его близость к закрытому лесному поселку Вандлиц (Waldsiedlung Wandlitz), сооруженному для членов политбюро СЕПГ, наводит на мысли, что объект предназначался для эвакуации в экстренном случае жителей поселка, расположенного всего лишь в трех километрах от объекта 5020. В случае начала военных действий, члены политбюро, живущие в закрытом городке Вандлиц, могли в течении короткого отрезка времени прибыть на объект 5020 и вылететь отсюда на восток. На тот случай, если ситуация не располагала к вылету, например во время активных боевых действий с применением авиации, члены политбюро могли переждать внутри одного из двух бункеров объекта 5020, которые мы сегодня рассмотрим. Объект был готов и введен в строй в 1984-1985 годах, после объединения страны перешел Бундесверу, но оказался бесполезным и вскоре был заброшен.

Конструктивно два бункера являются одинаковыми и отличаются лишь небольшими деталями. Привожу схему бункера. Мы проникли в бункер через запасной выход (внизу слева на схеме), осмотрели фву (2), прошли к главному выходу через систему шлюзов, насчитывающую девять (!) гермодверей. Давайте теперь заглянем в дизель-генераторную (1) и монтажную шахту (7), после чего зайдем в жилую часть бункера и ознакомимся с содержимым ее помещений, завершив осмотр гаражным сектором (6).




источник: http://www.untergrund-brandenburg.de

22. Гермошлюз состоит из множества герметичных бронедверей. Отсюда осуществлялся доступ в фильтро-вентиляционную и дизель-генераторную, которые расположены изолировано от обитаемой части бункера. Вход в генераторную в первом тамбуре налево.



23. В дизель-генераторной не сохранилось ничего, кроме емкостей под аккумуляторы.



24. Аккумуляторы были произведены в Берлине, судя по табличке на корпусе.



25. Так выглядит помещение дизель-генераторной. Слева на снимке вход, в центре кадра видна открытая дверь, за которой находится небольшое помещение с полками, вероятно, для хранения запасных частей и инструмента. Хотя наличие гермодвери намекает на то, что там могли хранить какие-то опасные вещества и материалы. Справа видна дверь, ведущая в монтажную шахту.



26. Так выглядит помещение за гермодверью в центре предыдущего кадра.



27. Монтажная шахта дизель-генераторной, сооруженная для технического обслуживания и замены оборудования.



28. Также запечатана бетонными плитами.



29. Предыдущие снимки сделаны во время нашего первого визита в эти места осенью 2015-го. Три дня назад я снова побывал в этом месте, за два года тут практически ничего не поменялось, но в монтажной шахте появился рисунок моего любимого берлинского художника, творящего под ником KEN Plotbot. Если вы читали мои предыдущие репортажи об объектах Холодной войны, вы могли видеть работы этого художника в моих постах, посвященных объектам в Бранденбурге.



30. Покидаем шлюзовую часть бункера и переходим в жилой сектор, который представляет собой длинный коридор, по обе стороны от которого находятся рабочие и технические помещения. В конце коридора гермошлюз, за которым расположена гаражная часть бункера.



Напомню еще раз, как все это выглядит:





31. Большинство помещений в бункере пусты, но в некоторых встречаются остатки оборудования и приборов.



32. Клапан с дистационно управляемым электроприводом.



33. Комната с электрооборудованием, от которого остались лишь оболочки.



34. Информация о производителе оборудования на одном из ящичков. Год производства - 1984, мой ровесник :)



35. Помещение с водопроводным оборудованием и резервуарами.



36. Оно же во втором бункере. Отличия лишь в цвете водного резервуара в правой части снимка. В одном бункере он бледно-желтый, во втором серый.



37. Электрический бойлер для нагрева воды. За стеной находится водный резервуар.



38. Судя по тому, что водный резервуар отделен от основного помещения гермофорточкой, он имеет сообщение с поверхностью, откуда сюда доставляли воду. Отдельной скважиной бункер не располагал, хотя на самом объекте было две скважины для обеспечения объекта водой.



39. Внутри резервуар выглядит так.



40. Вид на помещение с водопроводной техникой со стороны резервуара.



41. Возвращаемся в коридор и продолжаем осматривать следующие комнаты по пути. Можно заметить, что коридор слегка подтоплен.



42. Дверь, ведущая в климатическую установку, почему-то ниже всех остальных дверей в бункере. Приходится пригибаться.



43. Климатический блок традиционно хорошо сохранился.



44. Атмосферный техногенчик.



45.


46. Тут тоже есть клапан с электроприводом.



47. Он же во весь рост.



48. Во втором бункере сохранилась часть корпуса такого клапана, примечательная тем, что страна производитель ГДР написана на немецком, английском и русском языках.



49. На вентиляционной трубе красиво скопился конденсат.



50. Я впервые побывал тут осенью 2015-го, когда сделал эти снимки и второй раз посетил это место в прошлое воскресенье. Удивительно, но объект за два года совершенно не изменился и даже это скопление конденсата осталось на своем месте и не изменило своей формы! Поразительная стабильность.



51. Возвращаюсь в коридор. Слева вход в санузел.



52. Санузел состоит из двух помещений - в первом расположены умывальники, во втором туалетные кабинки.



53. На этом снимке наглядно видно устройство санузла.



54. Из шести умывальников (три за моей спиной) сохранился лишь один. Видимо, остальные пали жертвой черметчиков в 1990-е, так как умывальники не керамические, а стальные.



55. То же место во втором бункере.



56. Туалетных кабинок в каждом бункере три, ведь бункер был рассчитан на укрытие 113 человек. Справа виден фекальный бак с трубами, ведущими наружу.



57. Так выглядит санузел во втором бункере. Отличий немного, только люк над фекальным баком на своем месте и электрощиток управления фекальным насосом почему-то имеет другую форму.



58. Идем дальше. Следующее помещение, скорей всего, кухня, а за окошком столовая.



59. То же помещение, но подсвеченное ГДР-овским фонариком с цветными стеклышками.



60. И кухня и столовая по щиколотку подтоплены водой, как, впрочем, и весь коридор в этом бункере, так что мы не прогадали, что одели резиновые сапоги перед спуском под землю.



61. Столовая крохотная, не знаю, каким образом тут могли питаться 113 человек. Но учитывая то, что срок автономности бункера составлял всего три дня, принимать пищу, видимо, планировалось посменно.



62. Все остальные комнаты вдоль коридора были совершенно пусты. Там размещались спальные места для партийных функционеров и прочие технические и рабочие помещения.



63. На фото коридор второго бункера, он, в отличии от первого, не подтоплен грунтовыми водами.



64. Еще одно отличие соседнего бункера - наличие второго климатического блока, идентичного первому.



65. Второй климатический блок был необходим для связной техники, присутствовавшей лишь в одном из двух бункеров. Из-за наличия дополнительных комнат, в которых размещалось оборудование связи, второй бункер был на 13 метров длиннее первого. На фото одна из двух дополнительных комнат с оборудованием связи.



66. Электрощиток произведен в Дрездене.



67. Помещение было подтоплено водой, покрытой маслянистой пленкой, переливающейся всеми цветами радуги.



68. От оборудования остались лишь стойки и оболочка электрошкафчика.



69. Второе помещение с обрудованием связи можно опознать также лишь по сохранившимся стойкам.



70. Находятся оба помещения в самом конце жилого сектора перед выходом в гаражную часть.



71. Главный коридор заканчивается гермошлюзом, отделяющим не герметичную гаражную часть бункера от жилого сектора.



72. Гермошлюз состоит из двух герметичных бронедверей с резиновым уплотнителем по периметру.



73. Так выглядит гермошлюз во втором бункере.



74. Что еще отличается в обоих бункерах, так это переход в гаражную часть. В первом бункере сразу за гермошлюзом следует лестница и понижение уровня пола на пять ступеней.



75. Во втором бункере никакого понижения в этой части нет, но можно заметить, что в коридоре присутствует лестница с тремя ступенями. Странное решение, учитывая то, что оба бункера строились по одному и тому же проекту.



76. Гараж состоит из трех параллельных помещений, разделенных не сплошными стенами с промежутками. В каждом из помещений могло поместиться три единицы техники, размером с армейский грузовик, в общей сумме девять машин.



Напомню еще раз, как выглядит план бункера и его гаражного сектора.


77. На фото гаражный сектор второго бункера.



78. Во время нашего первого визита на объект осенью 2015-го мы посетили лишь одни бункер, так как я не изучил материал достаточно подробно и думал, что этот бункер тут единственный. Позже я узнал, что таких бункеров тут два, плюс еще есть бункерный подвал под диспетчерской вышкой. Было решено вернуться и осмотреть второй бункер, а также подвал диспетчерской. Когда мы искали подвал на месте бывшей диспетчерской в ночном лесу, внезапно в ста метрах загорелся фонарь и голос из темноты поинтересовался, что мы тут забыли. Учитывая тот факт, что я проехал сюда на машине, а это природоохранная зона, куда въезд на транспорте запрещен, мы поспешили удалиться. Наверное, это был лесник, но что он делал в темном лесу в абсолютной темноте один, не включая свет - загадка. Но второй бункер мы все же посетили и убедились, что он по структуре и степени сохранности соответствует первому.



79. Гаражная часть бункера завершается тремя массивными броневоротами.



80. Примечательно, что запорный механизм ворот в обоих бункерах отличается. Так он выглядит в первом бункере:



81. А так во втором:



82. На этом наша прогулка по бункеру подходит к завершению и мы возвращаемся назад, делая еще несколько снимков в теплом свете ламповых фонарей.



83. Гермошлюз с вентиляционным оборудованием в проходе.



84. Фильтро-вентиляционная установка в свете ГДР-овских фонариков.



85. Запасной выход, через который мы проникли сюда...



86. ...и через который покидаем этот интересный объект.



В завершении видеообзор одного из двух бункеров.




?

Log in

No account? Create an account