Previous Entry Share Next Entry
Кто живет в башне на Пяти Углах?
vol_majya
Оригинал взят у masterok в Кто живет в башне на Пяти Углах?


Я как то жил на улице Рубинштейна и "сто раз" проходил мимо этого дома-утюга на Пяти углах. Несколько раз обращал внимание на свет в самом верху башенки и завидовал - а кто же там живет?

Хотите узнать кто сейчас хозяин этой комнатки с большой историей и офигительной панорамой Питера?





Дом расположен на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна. До наших дней он сохранился в том обличье, которое придал ему архитектор Александр Лишневский в 1913 году, когда переделывал существующее здание в стиле, обращённом на славные традиции классицизма и модерна.

До этого на месте грандиозного здания стоял трёхэтажный дом купцов Лапиных. Однако, когда в 1913 году у наследников купцов комиссионер Иоффе, владевший аукционным залом на Загородном проспекте и торговавший предметами старины и антиквариата, покупает дом, здание приобретает совершенно иной вид.

Новый дом не был призван вместить в себя большое количество людей, здесь было всего шесть квартир, по две на каждом этаже, которые предназначались для состоятельных людей. На верхнем этаже жил сам домовладелец с семьёй.





В нижних этажах разместились магазины для клиентов с достатком: автомобильный салон Шапиро, магазинчик, торговавший мехами, шляпками, обувью и корсетами. На втором этаже по Троицкой улице (сейчас - Рубинштейна) архитектором Лишневским был устроен кинотеатр на 300 мест.

Так как первый и второй этажи изначально строились для размещения торговых залов, можно заметить, что их наружная отделка сравнительно скромная: большие окна разделены гранитными простенками, а плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания. Последующие три этажа свидетельствуют о богатстве людей, нанимавших здесь квартиру: венецианские окна третьего этажа полукруглые и большие, а стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. Также близ окон этих этажей можно заметить изображение экзотических птиц и увитые змеями кадуцеи (жезлы) Гермеса — символа бога торговли и путешествий.





Именно в «доме-утюге», как называли его горожане, молодой начинающий поэт Николай Некрасов провёл свою первую петербургскую зиму, будучи преподавателем. Так как в ту пору в доме находился пансион Бенецкого для мальчиков, его директор и предложил Некрасову преподавать воспитанникам правописание, историю и арифметику. Свои интересные суждения и впечатления о преподавании в пансионе поэт выразил в водевилях «Великодушный поступок» и «Федя и Володя».




Сергей Дягтерев


Однако к нашему времени ближе иной исторический и культурный пласт - 1931-1938 года, когда в одной из квартир жил советский астрофизик Матвей Петрович Бронштейн, работавший над теорией гравитации. Как и многих других людей, занимавшихся наукой и исследованиями в стране Красного Октября, его расстреляли в 1938 году, а супруге сообщили, что его отправили в лагерь на «десять лет без права переписки». Супругой физика была дочь известного писателя Корнея Чуковского — Лидия Ивановна, которая только после двух лет морально уничтожающего хождения по инстанциям, узнала, что её мужа уже давно нет в живых.

Несмотря на многие факторы и давление политического режима, Лидия Чуковская смогла избежать ареста и продолжала жить в доме на Пяти углах, куда к ней забегала её близкая подруга — поэтесса Анна Ахматова, которая в то время переживала ссылку своего сына — Льва Гумилева, сосланного на пять лет в норильские шахты. Со временем Лидия Чуковская стала работать в «Госиздате», печатая под псевдонимом Алексея Углова исторические повести и свой мемуар «Записки об Анне Ахматовой».





Ночью в высоких окнах этой башни можно увидеть свет, напоминающий мерцание маяка — это горят окна мастерской известного художника и фотографа Сергея Сёмкина. Сюда он поселился в 2007 году.





Формально мастерская принадлежит городу — Сергей арендует её у КУГИ. Но ремонтирует помещение художник самостоятельно: сам разработал концепцию интерьера и руководит рабочими.

В советское время за башней приглядывал КГБ: теоретически её можно было использовать как пулемётное гнездо. Сергей рассказывает, что некогда навещал башню по дороге из рок-клуба на Рубинштейна: тогда здесь стояла разбитая железная дверь, а чердак был в запущенном состоянии. До художников в башне жили бездомные.


Хотели бы вы там жить?









?

Log in

No account? Create an account