Previous Entry Share Next Entry
Окрестности Алапаевска. Часть 1: Коптелово.
vol_majya
Оригинал взят у varandej в Окрестности Алапаевска. Часть 1: Коптелово.


Коптелово - крупное село в 15км южнее Алапаевска, сохранившее традиционный для непромышленного Урала вид и уклад. Среди путешественников оно известно благодаря "избе бабы Кати", которая позиционируется как памятник крестьянской архитектуры 17 века. Мне честно говоря плохо верится, что изба такого возраста в принципе может уцелеть... и в Коптелово я ехал с твёрдым намерение увидеть "старейшую избу России". В итоге всё оказалось даже ещё интереснее!

Коптелово расположено немного южнее Алапаевска, то есть ближе к Екатеринбургу, поэтому я решил сойти с маршрутки именно там для экономии времени. В итоге оказалось, что село стоит в 3км от трассы, то есть идти до него примерно полчаса:



В этот день Урал начало понемногу затягивать смогом. Он там не такой вонючий и удушливый, как в Москве, так как это дым лесных пожаров, а не торфяников. Но тоже довольно густой - второй крупный очаг пожаров, помимо Мещёры - на Северном Урале, среди прочего пострадал заповедник "Денежкин Камень".
Но я тогда этого не знал и просто шёл в сторону села. Понемногу в тумане стали вырисовываться очертания церкви:



Идя по асфальту, я успел порядком занервничать - а вдруг я что-то напутал, никакой "избы бабы Кати" в Коптелове нет, и я просто зазря потеряю час времени? За селом вырисовывались очертания колхоза с домиками явно не допетровской и даже не довоенной эпохи:



Несколько обнадёжила стела с надписью "Коптелово. Основано в 1663 году". Вот такой вид на село открывался с шоссе:



Я решил держать общее направление на церковь, предполагая, что старая часть села около неё. Но моё внимание не могла не привлечь сталинка с раскрашенным барельефом - сначала я принял её за ДК, но это оказалась больница:



Домик по пути. Закрыто круглосуточно!



Недалеко от этого домика я встретил женщину, и спросил у неё, как пройти к музею и "древней избе". Женщина обстоятельно объяснила мне дорогу, и я почти успокоился. По мере удаление от трассы пейзаж делался всё более историческим:



Очень люблю уральские избы, похожие на маленькие крепости:



Улочки спускаются к речке Реж, на которой стоит одноимённый город за полпути до Алапаевска:





В центре села - заброшенная Вознесенская церковь (1802), в которой угадывается русское (не уральское) барокко:



Вокруг церкви квартал позднесоветских зданий - администрация, пара школ, несколько магазинов, в общем даже в руинах храм остаётся центром села:



Музей - на улочке, параллельной храму ближе к Режу - вот в этом розовом домике:



И вот подхожу ко входу, отворяю дверь... Музейщики в полном составе сидели в гардеробе за столом и пили чай - для полноты картины не хватало лишь самовара. Весьма вероятно, что я был единственным посетителем за весь день. Экскурсия по селу к избе бабы Кати стоит 160р., и без экскурсии осмотреть избу можно только снаружи.
Как я уже говорил, ничего плохого в экскурсиях я не вижу (хотя это и не true), и вскоре мы уже шли по селу вдвоём с женщиной из музея:



Рассказывала она в целом интересно, без лишнего официоза, хотя на многие мои вопросы и не могла ответить - но всё же от неё я узнал намного больше, чем если бы пошёл один. Первым пунктом был родник с надколодезной часовней, где мне рассказали краткую историческую справку о том, как в 1663 году село основал в безлюдной тайге беглый крестьянин Иван Коптелов. Собственно, село выросло именно вокруг родинка. Я как следует напился из ключа: вода чрезвычайно вкусная, иначе не скажешь - "живая".



Родник вытекает из часовни и уходит по деревянным желобам в прачечную. Посредине - стилизованные ворота, сквозь которые деревянная мостовая ведёт к селу от родника:



Далее путь лежал к избе бабы Кати. Изба справа, по словам экскурсоводщи, тоже очень старая, не моложе 18 века:



Вот и сама изба бабы Кати над оврагом:



Она же поближе - из окружающей застройки её выделят "заплот", то есть более мощный забор. Заплот - это что-то вроде приусадебного укрепления, незаменимого в беспокойном Средневековье (до наших дней такие укрепления сохранились у казаков, и называют "баз"):



Крутой поворот мимо сельской котельной:



И мы во дворе допетровской избы:



Отличия в её устройстве экскурсовод показала сразу. Во-первых, у избы нет подклета; во-вторых, на фасаде брёвна идут до конька - с 18 века стало практичнее пользоваться досками, но в 17в. не знали пилы и рубанка, без которых доску получить очень сложно (хотя особые умельцы делали доски и одним топором), поэтому избы строили из одних брёвен - кровля, кстати, тоже "на самцах":



Сруб избы укреплён столбами уже в наше время, а окна были пробиты в 19 веке:



Вход в избу - пол мощён не досками, а полубрёвнами:



Потолок утеплён берестой, а дощатый каркас - видимо, более поздний элемент:



А сама изба намного теснее и тяжеловеснее, чем избы 19в., в которых мне случалось бывать ранее. Ощущение в ней и правда какое-то былинное.
Жилая часть:



Обратите внимание на квадратное углубление у окна - это примерный размер оконцев в избах допетровского времени, самое заметное отличие из не дошедшего до наших дней. А на полу - всё те же полубрёвна. В дальней части - русская печь, а рядом с ней симпатичная "буржуйка", которой отапливала избу последняя хозяйка Катерина Тимофеевна (собственно баба Катя):



Большая часть утвари - конечно же, 19 века. Собственно, с допетровской эпохи уцелел в первую очередь сам сруб, и это заметно.

Люльки, а на заднем плане на буржуйке светец, куда крепилась лучина. По народному поверью, сделав люльку, сначала в неё клали кошку, и если кошка там пригреется - значит, пригодно к использованию.



Как мне объяснила экскурсовод, изба делилась на мужскую и женскую половины (я сидел в женской, ага!), а скошенная лавка за люльками предназначалась для не прошенных гостей, так как неудобная. Званных гостей же сажали в красный угол под икону (справа от меня). Но в целом, на крестьянском быте подробно останавливаться не буду - во-первых, боюсь ошибиться, а во-вторых в целом в избах 19в. в любом АЭМ всё почти так же.
Покажу только вот это - так гладили бельё до появление утюга:



В общем, я был этой избой немало впечатлён. Но мой вопрос о том, как получилась, что изба уцелела до наших дней, экскурсовода поставил в тупик... Оказалось, что только в одном Коптелове изб 17 века известно 4 штуки, причём одна из них в руинах, а две обитаемые. Позднее еще две избы 17 века я увидел в Нижней Синячихе - там музей намного солиднее и популярнее, и если в Коптелове ошибаться или приукрашивать еще могут, то в Синячихе - нет. В общем, при всей фантастичности, это действительно избы "допетровской Руси" и старейшие гражданские деревянные постройки России.
Вторая изба 17в. по соседству с избой бабы Кати:



От избы бабы Кати мы направились обратно к музею:



Около музея в двух амбарах выставлены экспозиции народных ремёсел и крестьянского быта - в экскурсию входит одна из них на выбор. Останавливаешься у двух дверей и выбираешь - левая или правая? Музей крестьянского быта мне тоже понравился:



Всё как-то очень живо и человечно, как будто бы селяне эти вещи здесь просто хранят, пока не понадобится. Хотя большинство экспонатов встречаются в любом АЭМ, здесь интересно.
Особенно уникальна лодка-долблёнка 17 века (сейчас на Среднем Урале почти нет деревьев такой толщины, и долблёнки делают из двух брёвен по типу катамарана) - такими пользовались еще первобытные люди:



В целом экспозиция очень обширная и разносторонняя - утюги, ульи, сундуки, рыболовные снасти, прялки и многое другое. Мне очень понравились некоторые современные вещи - например, самодельные массаженые коврики из пластмассовых пробок и из видеоленты:



Или коллекция бутылок - просто любой желающий может принести сюда любую бутылку, и её поставят здесь. Додумался же кто-то!



Бутылки закрывает занавеска с картинкой в стиле "Кавай по-русски!":



И единственное, чего я так и не смог узнать ни здесь, ни в Нижней Синячихе - почему же именно в Алапаевском районе сохранилось столько изб 17в., которых на Русском Севере или в Средней России нет уже ни одной. Всё, что мне смогли ответить - это встречный вопрос: "А почему в других местах не сохранилось?". Для жителей алапаевской глубинки в 300-летних избах нет ничего особенного. Хотя возможно это так по всей Сибири.



А еще подумалось, что городской человек в принципе не в состоянии водить экскурсии по сёлам и этнографическим музеям так, как сельский. Больше всего мне в этой экскурсии понравилась органичность - всё то, что окружало эту женщину, было для неё естественным, а значит прочувствованным. Жаль, что так и не узнал её имени.

В следующей части отправимся в Нижнюю Синячиху - местный АЭМ, где есть еще 2 избы 17 века и много просто уникальных построек.



.

?

Log in

No account? Create an account