Previous Entry Share Next Entry
Классицизм в розовом цвете
vol_majya
Оригинал взят у galik_123 в Классицизм в розовом цвете
Оригинал взят у galik_123 в Классицизм в розовом цвете


Особняк по адресу ул. Мясницкая, д. 43 - ещё один пример классического стиля в московской архитектуре со всеми характерными чертами и одно из старейших зданий Мясницкой улицы. Центральная часть главного фасада выполнена в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина в виде триумфальной арки. Два боковых пилястровых ионических портика лаконичны. Классический симметричный фасад строгих пропорций украшают барельефы в круглых обрамлениях. В ходе последней реставрации для фасада была выбрана традиционная для классического стиля комбинация белого и розового цветов. У дома есть и необычная деталь - особняк находится ниже самого уровня Мясницкой улицы.
Этот особняк много раз менял хозяев, но свой современный вид он приобрёл, когда в 1791 году его владельцем стал князь А.И. Лобанов-Ростовский. Планы и фасад дома Лобанова-Ростовского включены в знаменитые "Архитектурные альбомы" Матвея Казакова.

Строительная история здания началась в 1701 году, когда купец Гостиной сотни Федор Козмин выстроил каменные палаты. В 1763-1767 годах генерал-аншеф екатерининского времени П.И. Панин пристроил к палатам два крыла и заново украсил фасады в стиле барокко. С 1826 года домом владели историк А.Ф. Малиновский, затем часовщики и механики братья Бутеноп, после них - производители сельскохозяйственных машин и цемента Эмиль и Эдуард Липгарты. Перед революцией здесь было известное Реальное училище К.Ф. Воскресенского.




Князь Александр Иванович Лобанов-Ростовский (1754-1830) - генерал-майор русской императорской армии, родоначальник старшей линии Лобановых-Ростовских, продолжающейся до нашего времени. Старший из трёх сыновей князя Ивана Лобанова-Ростовского от брака с княжной Екатериной Куракиной, племянницей царедворца Никиты Панина. Из-за внешнего несходства с отцом в обществе ходили слухи, что братья Александр, Дмитрий и Яков Ивановичи стали плодом связи княгини со слугой-калмыком.
Возможно, по этой причине князь Лобанов подчёркивал своё происхождение от Рюрика. По сведениям П.В. Долгорукова, прибыв в Ростов Великий, князь напомнил городничему, что он старший потомок ростовских удельных князей, и потребовал встречать его у городских ворот при звоне всех колоколов. Эта выходка вызвала неодобрение императорского двора.
В 1797 году он был избран московским губернским предводителем дворянства, в сентябре 1800 года отстранён от должности указом Павла I. Судя по письмам А. Я. Булгакова, был большим любителем бильярда и крайне раздражался, проигрывая партию. Резкий и взбалмошный характер князя Лобанова не позволил ему сделать такую блистательную карьеру, какую сделали младшие братья.


Портрет А. И. Лобанова-Ростовского, висевший до революции в Московском благородном собрании

Архитектором этого особняка принято считать Франческо Кампорези (Франца Ивановича Кампорези, 1747-1831), работавшего в основном в Москве. Его московские постройки почти не сохранились, и он более известен своими ведутами, отражающими облик Москвы до пожара 1812 года.


Ф.И. Кампорези. Панорама Кремля, 1780-е годы

Фасад особняка дошел до наших дней почти без изменений. Тремя ризалитами он делится на пять частей, из которых центральная часть вместо привычного портика оформлена в виде гигантской арки, опирающейся на коринфские колонны. Скорее всего, по проекту Кампорези двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами.




Если заглянуть за решетку, то можно увидеть особняк во всем его великолепии.




Вытянутую фасадную часть строения архитектор скрыл при помощи возведения трех портиков - по центру появился колонный коринфский, а по бокам выстроили пилястровые ионические.




Колонны центрального коринфского портика поддерживают массивный аттик.




Полукруглое встроенное окно мезонина создаёт иллюзию триумфальной арки.




Главный портик украшают симметрично расположенные лепные барельефы.




В советское время уникальный памятник занимали различные учреждения, многие помещения были разделены временными перегородками, а анфиладный проход по парадным залам перекрыт.




К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором - Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства "Меценат клуб", была проведена полная комплексная реставрация.




Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.



По материалам Википедии

?

Log in

No account? Create an account