Previous Entry Share Next Entry
Тамбов * Усадьба Асеевых
vol_majya
Оригинал взят у lesnoyskitalets в Тамбов * Усадьба Асеевых
  Главной целью моего приезда в Тамбов было, пожалуй, посещение усадьбы Асеевых, расположенной в живописном месте, на набережной Цны... И хотя с погодой в этот день не очень повезло: солнышко всего пару раз проглядывало сквозь тучи, а к вечеру, когда я подошёл к усадьбе, и вовсе скрылось за серой пеленой, но тем не менее тишина и задумчивость позднеосеннего вечера и почти полное отсутствие людей позволили вполне почувствовать атмосферу дворянской усадьбы



Прекрасный особняк начала XX века в стиле модерн с элементами барокко и классицизма был выстроен по проекту знаменитого архитектора Льва Николаевича Кекушева, имевшего свой неповторимый почерк в архитектуре, и фактически создавшего свой особый стиль


В 1904 году рассказовский купец Михаил Васильевич Асеев решает перебраться в Тамбов и приобретает участок на берегу реки Цны. В архивном фонде имеется запись о договоре под № 55 от 27 апреля 1904 года:
«Жена надворного советника Жозефина Ивановна Дембовская продала врачу Михаилу Васильевичу Асееву принадлежащее ей недвижимое имение, состоящее в городе Тамбове, третьей части семьдесят девятого квартала по Комендантской улице и Цнинской Набережной, заключающееся: в каменном доме с деревянным на нем мезонином, кухне, погребе, доме для прислуги, с надворными строениями, беседкою в саду и всеми без исключения постройками: двумя дворами, садом, каменною и тесовою оградою и усадебным местом, которое мерою три десятины шестьсот сорок квадратных сажен или сколько таковой в натуре есть более или менее, доставшееся ей от тамбовских купеческих детей Николая, Александра и Ольги Максимовых Антоновых по купеческой крепости, утвержденной двадцать первого февраля 1898 года. Дом и другие строения застрахованы в Московском страховом от огня обществе в сумме 18 000 рублей, при оценке в восемнадцать тысяч восемьсот двадцать рублей. За все вышеозначенное проданное имение взяла она, Дембовская, с него, Асеева денег двадцать семь тысяч рублей...»

Братья Асеевы владели суконными фабриками в Рассказово, Арженке и Моршанске, имели собственный торговый дом, активно занимались благотворительностью
Михаил Васильевич решает на месте старого дома Жозефины Ивановны выстроить новый, "не хуже, чем в столицах"



Фото начала XX века с сайта музея

Дом был отстроен "начерно" к весне 1905 года, но имеется прошение Михаила Васильевича в городскую управу от 2 мая 1905 года о разрешении ему внести некоторые изменения в утвержденный проект. Вскоре городской архитектор П. Феодоровский сообщил М. В. Асееву, что управа разрешила изменить план и фасад существующего дома
Вероятно, именно в этот период к проектированию тамбовского дома и был привлечен Лев Николаевич Кекушев, на проекте которого стоит дата «1905 год». Действительно, сохранившийся первоначальный план дома значительно отличается от существующей постройки




Вид с набережной



Фонтанная скульптура в парке



Вид от фонтанного комплекса





Многое в асеевском доме говорило об авторстве именно Льва Кекушева: организация плана, язык и композиция фасада и, пожалуй, главное – львы на капителях колонн, львиные маски на чеканных накладках дверей – эмблема, авторский знак мастера, присутствующий практически на каждой его постройке





Тамбовский дом М. В. Асеева – самое насыщенное разнообразным декором произведение Льва Кекушева. Именно в Асееве зодчий, чаще работавший по заказам строительных обществ, наконец, обрёл состоятельного заказчика, готового понести значительные расходы на богатую и эксклюзивную отделку своего жилища. Именно в этой работе зодчему удалось создать целостный ансамбль интерьеров, насыщенных многими уникальными элементами, созданными по эскизам мастера: деревянными отделками, встроенной мебелью, осветительной арматурой, декоративной живописью и тонкой разнообразной лепниной. Внешняя и внутренняя отделка постройки изобилует декоративными деталями... Криволинейные формы модерна соседствуют в ней со множеством ордерных элементов, которые в таком количестве, пожалуй, найдёшь только в одном его произведении – «Метрополе»

Экстерьер дворца в целом эклектичен, однако все элементы представленных архитектурных стилей (барокко, классицизма, модерна) изысканно и гармонично сочетаются между собой, создавая неповторимый эффект. Как внешняя, так и внутренняя отделка постройки изобилует декоративными деталями, множеством элементов, характерных для архитектуры итальянского ренессанса: декоративные обрамления арочных окон, карнизы, декоративные венки, грифоны, гирлянды из лепных украшений (фестоны), веерообразные растительные орнаменты (пальметты)

Все фасады сооружения имеют одновременно черты симметрии и асимметрии, но эти противоречия, свойственные многим его произведениям, не заметны благодаря разнообразию декорации, в целом создающей яркое, цельное впечатление. Здесь и затейливые картуши и девичьи головки, и розетки, и, конечно, львиные морды, представленные буквально повсеместно


В 1906 - 1907 году закладывается парк, благоустраивается территория вокруг усадьбы, на улице выкладывается мостовая... В
парке тех времён присутствовали экзотические породы деревьев: бальзамический и серебристый тополя, голубая ель и белая акация



Черешчатый дуб - старожил парка



Обхвата в три точно будет (а может и больше)


Итогом многолетней плодотворной работы на благо общества стало возведение М. В. Асеева с семейством в «потомственное Российской империи дворянское достоинство» в феврале 1915 года

Но недолго суждено было жить семье Асеевых в этом прекрасном доме. Приходит революция и в 1918 году семья покидает Россию.
Судьба особняка после революции была типичной, но, в конечном счете, не самой трагичной – постройка не только уцелела, но и сохранилась часть первоначальной отделки
Весной 1918 года местные власти предложили организовать в Тамбове летние колонии для детей беднейших граждан. ...Коллегия по делам местного хозяйства постановила реквизировать дом Асеева и все надворные постройки усадьбы с садом и огородом. Все владельцы при этом подлежали выселению. Это произошло 6 мая 1918 года.
В октябре 1918 года дом Асеева был передан в руки Пролеткульта. Из особняка постепенно исчезали ценные вещи, и губисполком через местную газету обратился к населению с просьбой вернуть расхищенное имущество. Вряд ли кто-нибудь исполнил данную просьбу – страх перед возможными репрессиями... С этого времени заговорили о строгом учёте художественных ценностей и необходимости постоянной охраны дома
В 1924 году дом М.В. Асеева переходит в ведение системы здравоохранения, здесь организовывается туберкулёзный санаторий





Санаторий постепенно приобрел известность всесоюзной здравницы. Находившийся в нём на лечении в период с 19 декабря 1935 года по январь 1936 года  Осип Мандельштам писал жене: «Сказочно спокойный с виду губернский город. Меня везут куда-то бесконечно на дровнях (это здесь извозчики) – привозят в палаццо, напоминающее особняк Кшесинской, увеличенный в 10 раз и охраняемый стариком с ружьем и в тулупе… Живем на высоком берегу Цны. Она широка или кажется широкой, как Волга. Переходит в чернильно-синие леса…»





В годы Великой Отечественной Войны в санатории действовал госпиталь для раненых. В 1944 году организуется соматический санаторий. В конце декабре 1945 года в здании санатория вспыхнул сильный пожар. Сгорели кровля, перекрытия и потолки. Сильно пострадали от огня росписи плафонов. Несмотря на тяжёлое положение послевоенных лет, в конце января 1946 года облисполком постановил срочно приступить к восстановлению здания и до апреля 1948 года в нём проводились ремонтно-восстановительные работы



С 1958 года санаторий изменяет профиль на кардиологический, строятся новые корпуса. Этот корпус построен в  1967 году

С 1974 года дом Асеевых ставится на учёт, как памятник архитектуры местного значения, а в 1995 году усадьбе присваивается статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения









В 2013 - 2014 годах в городе проходят митинги общественности против планов открытия в доме ресторана

В 2009 - 2014 годах поводятся масштабные реставрационные работы (Министерством культуры РФ выделен 401 миллион рублей), но реставрация выполняется некачественно (фирма "Балтстрой"), к марту 2016 года штукатурка и детали лепнины во многих местах отваливаются. Некоторые детали экстерьера значительно упрощаются. Такие вот у нас "реставраторы". Совсем недавно изъяны подмазали (рядом лежали мешки со стройматериалами), но надолго ли?



Вечереет... Хорошо гулять в парке! Но пора посетить и сам дом



Вход "охраняют" два льва





Интерьеры впечатляют! Росписной свод над парадной лестницей



Многие детали интерьера подлинные




Белый зал
Самое большое и торжественное помещение первого этажа дома М. В. Асеева, из окон которого открывался прекрасный вид на набережную, был предназначен для торжественных приёмов гостей, проведения балов, музыкальных вечеров, праздников
Полностью сохранился оригинальный фриз, представляющий собой пояс с ритмически повторяющимся изображением горящего факела с развевающимися лентами – символом знания и просвещения. Прекрасно сохранился до наших дней и светлый паркет: оригинальный способ укладки паркетных досок создаёт объёмную форму; по периметру орнаментирован меандром из тёмных пород дерева и изящными розетками




Парадная столовая
Стены столовой отделаны сохранившимися дубовыми облицовочными панелями, декорированными по верхнему периметру элегантными медными вставками с геометрическим рисунком. Аналогично отделана встроенная мебель – большой и малые буфеты
Дерево служит главным материалом в отделке потолка. Темные поперечные потолочные балки разделяют выполненные на холсте изящные декоративные панно в виде ярких цветочных гирлянд по золотому фону. В центре потолка столовой изысканная люстра в виде овально изогнутой цветочной ветки со множеством бутонов – это ещё один замечательный пример авторского дизайна Л.Н. Кекушева






Люстры во многих помещения особняка подлинные: менялись только стеклянные части



Каминная












Диванная

Между угловыми стеклянными горками для посуды расположен диван, над которым в массивной, богато декорированной тонкой резьбой раме помещено живописное панно с изображением просторного среднерусского пейзажа с цветущим летним лугом на первом плане
Здесь оригинальная задумка: пейзаж как бы зеркально отражает вид из окон на реку Цну с заливными лугами (в те годы противоположный берег ещё не был заросшим деревьями)



Малая гостиная (Будуар)
Парадное, праздничное помещение, эффектно отделанное в стиле рокайль



На втором этаже находится колонный зал
Отделан в стиле классицизм; одиночные и сдвоенные колонны по периметру зала, отопительные приборы в виде колонн, расписанные позолотой. Восточная часть зала освещена высокими окнами, а западная – стеклянным куполом – световым фонарём. Конструкция состояла из внешней стеклянной пирамиды на металлическом каркасе и расположенного под ней сводчатого потолка, собранного из объёмных стеклоблоков. По обе стороны зала размещались примерно равные по площади комнаты членов семьи



Вместе с восстановлением памятника истории произошло и искажение интерьера здания: так, в частности, в его оформление были внесены символы революционного и советского времени. В колонном зале на стенах появились медальоны с барельефами Ленина и Сталина (в позднейшее время они были убраны)



Парадная лестница
Преднамеренная ассиметрия: дверной поём расположен не по центру, а сдвинут относительно лестницы вправо

В особняке много и других замечательных комнат, но там, где темновато снимки выходили "не очень": без штатива не обойтись, приходилось снимать на мобильник

Отдельное спасибо хочется сказать сотрудникам музея: провели для меня одного целую часовую экскурсию: очень подробно и интересно всё рассказали...



Вот уже и стемнело



Замечательная усадьба!



?

Log in